понедельник, 13 июня 2011 г.

ФБР ( США)


Федеральное бюро расследований (ФБР)



Федеральное бюро расследований (ФБР) – подразделение Министерства юстиции США, подчиняющееся непосредственно главе этого ведомства, который одновременно является генеральным прокурором США. Оно сочетает в себе функции контрразведки, политической полиции и уголовного розыска. В этом отношении ФБР занимает уникальное место среди спецслужб мира. Его можно сравнить только с возглавлявшимся Генрихом Гиммлером РСХА, которое также совмещало борьбу с внешними и внутренними врагами Рейха с расследованием чисто уголовных преступлений.
В соответствии с этими функциями ФБР осуществляет деятельность в трех направлениях:
• обеспечение национальной безопасности,
• обеспечение внутренней безопасности,
• борьба с уголовной преступностью.
В интересах обеспечения национальной безопасности на ФБР возложены функции главной контрразведывательной службы США, которые регулируются Исполнительным приказом президента США № 12333 от 4 декабря 1981 года. Следует отметить, что ФБР не обладает монополией на контрразведывательную деятельность. Контрразведкой занимается и ряд других американских спецслужб, из которых в первую очередь следует назвать ЦРУ.
Под обеспечением внутренней безопасности подразумевается борьба с «внутренними врагами» США, то есть с лицами и организациями, ставящими целью свержение американского правительства, нанесение ущерба интересам Соединенных Штатов, нарушение конституционных прав американских граждан. В рамках этой задачи начиная с 1936 года ФБР занимается так называемой внутренней разведкой, собирая сведения о деятельности экстремистских организаций как правого, так и левого толка, с тем, чтобы определить степень их опасности для политической системы США и установить, в какой мере они связаны с иностранными державами.
Как водится, борясь с «неблагонадежным элементом», покушающимся на конституционные права американских граждан, сами сотрудники ФБР частенько нарушают эти права. В качестве наиболее вопиющих примеров такой незаконной практики ФБРовцев можно привести негласные обыски в офисах ряда общественных и национальных организаций, широко осуществлявшиеся в 50‑е – 60‑е годы.
С 1982 года ФБР становится головным органом по борьбе с терроризмом на территории США, а с 1984 года ФБР поручено расследование всех террористических актов, жертвами которых становятся американцы за пределами США.
Третье направление деятельности ФБР – борьба с уголовной преступностью. Поскольку компетенция американских полицейских структур ограничена пределами штатов, ФБР фактически выполняет роль общефедеральной полиции, расследуя преступления, совершенные на территории нескольких штатов, а также около 250 видов преступлений, отнесенных к категории «федеральных» (ограбления банков, похищение людей, использование взрывных устройств, покушения на президента и высших должностных лиц США, наркобизнес и т. д.)
 Структура ФБР
Имеющиеся открытые источники позволяют достаточно точно воссоздать внутреннее устройство этой неутомимо стоящей на страже американской демократии организации.
Директор ФБР назначается на свой пост президентом США, при этом его кандидатура утверждается Сенатом. Рекорд Джона Эдгара Гувера, занимавшего этот пост 48 лет, скорее всего, никогда уже не будет превзойден, поскольку в настоящее время срок пребывания в должности директора ограничен 10 годами. В настоящее время директором ФБР является Роберт Мюллер.
В отличие от ЦРУ, у директора ФБР только один заместитель, который замещает своего шефа в случае его отсутствия, болезни и т. п., а также помогает ему в руководстве повседневной деятельностью подразделений Бюро (за исключением тех, что подчинены непосредственно директору). До недавнего времени эту должность занимал Томас Пиккард (с 25 июня по 4 сентября 2001 года он исполнял обязанности директора ФБР). Однако буквально в последний момент перед сдачей этой книги в печать было официально объявлено о его отставке, предстоящей в конце ноября 2001 года.
Кроме того, в высшее руководство Бюро входят 14 помощников директора ФБР. 11 из них возглавляют управления ФБР, остальные трое являются начальниками крупнейших офисов – в Вашингтоне, Нью‑Йорке и Лос‑Анджелесе.
Наиболее важные вопросы деятельности ФБР рассматриваются и решаются на заседании исполнительной конференции, которая созывается, как правило, раз в два месяца.
Штаб‑квартира ФБР расположена в Вашингтоне. Кроме того, на территории США имеется также 56 региональных (в буквально переводе – «полевых») офисов (плюс офис в Пуэрто‑Рико) и около 400 отделений ФБР. В крупнейшем из них – Нью‑Йоркском, работают 2000 сотрудников, в том числе 1100 специальных агентов. В 24 городах США имеются специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью.
Основную часть структуры ФБР составляют 11 управлений:
• Инспекционное управление. Подчинено непосредственно директору ФБР. Занимается надзором за всеми оперативными и вспомогательными подразделениями Бюро, включая региональные офисы, проверяя соблюдение ими законов США и внутренних инструкций ФБР, экономность и обоснованность использования финансовых ресурсов. Также следит за соблюдением дисциплины сотрудниками Бюро и их профессиональной пригодностью. При необходимости проводит дисциплинарные проверки и служебные расследования.
• Управление по борьбе с терроризмом. Несмотря на то, что функции головного органа по борьбе с терроризмом на территории США были возложены на ФБР еще в 1982 году, самостоятельное управление, занимающееся этими вопросами, было создано совсем недавно, выделившись из состава управления национальной безопасности в рамках реорганизации, произведенной директором ФБР Луисом Фри. О его создании было объявлено 11 ноября 1999 года, а фактическая деятельность началась с середины декабря того же года.
• Управление включает в себя два оперативных подразделения, первое из которых занимается расследованием дел, связанных с международным, а второе – с внутренним терроризмом. Кроме того, в состав управления входят:
• Национальный отдел домашней защиты (National Domestic Preparedness Office). Приблизительный аналог нашей Гражданской обороны. Координирует все усилия федеральных служб США, а также служб штатов и местных органов власти, связанные с подготовкой к защите населения в случае инцидентов с применением как обычного оружия, так и оружия массового поражения.
• Национальный центр защиты инфраструктуры (National Infrastructure Protection Center). В его задачи входит:
· выявлять случаи незаконного использования компьютеров и информационных технологий, ставящие под угрозу безопасность инфраструктуры США, предупреждать об этом соответствующие органы, пресекать их и заниматься их расследованием;
· расследовать дела, связанные с хакерами;
· оказывать помощь в расследовании дел, касающихся борьбы с терроризмом и внешней контрразведки и при этом связанных с незаконным использованием компьютеров;
· предупреждать руководителей служб, отвечающих за национальную безопасность, о тех случаях, когда попытка проникновения в инфраструктуру США является не обычным уголовным преступлением, а организованной из‑за рубежа компьютерной атакой на Соединенные Штаты;
· координировать обучение следователей из государственных и частных структур, занимающихся расследованием компьютерных преступлений.
• Управление национальной безопасности (до 1994 года – управление контрразведки). Координирует расследования, связанные с противодействием иностранным разведкам. Также отвечает и за вопросы внутренней безопасности ФБР.
Основную часть управления составляют четыре отдела. Три из них организуют и координируют в масштабах США мероприятия по «разработке» зарубежных учреждений и их персонала с целью выявления разведчиков и лиц из числа американцев и граждан других стран, подозреваемых в связях с зарубежными спецслужбами.
Четвертый отдел поддерживает контакты по вопросам контрразведки с полицией, ЦРУ и другими американскими правительственными ведомствами, а также с полицией и спецслужбами других стран. В отделе имеется специальная секция, руководящая деятельностью представителей ФБР в посольствах США в разных странах мира. Вопросы контрразведывательного характера за пределами США ФБР обычно решает с помощью ЦРУ.
• Управление криминальных расследований. Занимается расследованием уголовных преступлений, отнесенных законодательством США к категории федеральных. В первую очередь, это особо опасные преступления против жизни и здоровья граждан, совершенные при отягчающих обстоятельствах, ограбления банков, преступления на воздушном, морском и железнодорожном транспорте, мошеннические действия или вымогательства с использованием государственных документов, печатей, наименований федеральных ведомств и т. п., нарушение законов о приобретении, хранении и применении огнестрельного и холодного оружия.
Другую группу правонарушений, расследование которых входит в компетенцию управления, составляют так называемые «беловоротничковые преступления»: присвоение и растрата федеральных средств, включая использование компьютеров для этих целей, присвоение федеральных финансовых средств путем злоупотреблений предоставленными законом льготами и привилегиями, злоупотребление служебным положением в целях наживы, взяточничество, нарушение авторских прав и патентных гарантий, необоснованные притязания на гражданство США и получение незаконным путем американского паспорта или въездной визы и т. п.
В структуре Управления криминальных расследований имеется отдел по борьбе с организованной преступностью, который, в частности, занимается борьбой с рэкетом, выявлением преступлений в сфере азартных игр и лотерей, пресечением подкупа и взяток в спорте и т. д. Именно этому отделу подчинены упомянутые выше специальные подразделения для борьбы с организованной преступностью, имеющиеся в 24 американских городах. Отдел организует взаимодействие в борьбе с организованной преступностью всех федеральных служб, а также правоохранительных органов штатов. Непосредственный розыск и задержание преступников ведут периферийные отделы ФБР в контакте с полицией штатов. На этот же отдел возложены контроль за мероприятиями по розыску и их координация, а также составление ориентировок по организации розыска.
Управление расследовательных служб (Investigative Services Division). Создано в конце 1999 года в рамках реорганизации, произведенной директором Бюро Луисом Фри, включив в себя подразделения, ранее входившие в состав управления национальной безопасности и управления криминальных расследований, такие, как отдел международных операций (International Operations Branch) и центр стратегической оперативной информации (Strategic Information Operations Center).
Управление расследовательных служб призвано ликвидировать разобщенность в действиях структур ФБР. Планируется, что в него будет стекаться информация, добытая различными подразделениями. Кроме того, оно координирует международную деятельность ФБР.
В состав управления входит и созданная в 1995 году Группа экстренного реагирования (Critical Incident Response Group), предназначенная для координации усилий в целях разрешения кризисных ситуаций, в первую очередь связанных с актами терроризма.
• Управление служб информации по уголовным преступлениям. Расположено в небольшом городке Кларксберге в Западной Вирджинии. Занимается централизованным сбором и хранением всей информации по уголовным преступлениям, поступающей не только от подразделений ФБР, но и от местных полицейских структур, а также других ведомств, как федерального уровня, так и подчиняющихся властям отдельных штатов. В ведении управления находятся собираемые ФБР досье, а также централизованная картотека отпечатков пальцев.
Кроме того, управление занимается сбором и обработкой криминальной статистики. Каждый год оно публикует открытые статистические сборники, в которых подробно рассказывается об уровне преступности в США и ее динамике, с разбивкой по видам преступлений, штатам, в которых они совершены, социальной, расовой, возрастной принадлежности совершивших их лиц, а также об успехах американских правоохранительных органов – количестве раскрытых преступлений, арестованных и осужденных преступников и т. п.
• Управление информационных ресурсов. В ведении этого подразделения находятся информационные системы ФБР, обеспечивающие централизованный сбор, обработку и использование информации, а также необходимая для их функционирования техническая инфраструктура.
• Управление административных служб (до 1999 года – управление персонала). Насчитывает 870 сотрудников (лето 1998 года). Руководит всеми вопросами, связанными с подбором и расстановкой кадров, рекрутированием новых сотрудников и т. п.
В состав управления входит также отдел специальной проверки. Его основная задача – проверка лиц, назначаемых на должности в Белом доме, Конгрессе США, Министерстве юстиции и в самом ФБР, связанные с допуском к государственным секретам.
Кроме того, управление занимается вопросами медицинского обслуживания, социального страхования и пенсионного обеспечения сотрудников ФБР, а также их безопасности.
• Финансовое управление. Контролирует всю финансовую деятельность ФБР.
Лабораторное управление. В 1997 году на территории Академии ФБР в Квонтико было начато строительство новой лаборатории, взамен старой, располагавшейся в штаб‑квартире ФБР. Строительство, на которое было выделено 130 млн. долларов, завершилось летом 2000 года. Новая лаборатория ФБР – одна из крупнейших и наиболее оснащенных криминалистических лабораторий в мире.
• Учебное управление. Расположено в Квонтико, штат Вирджиния, где размещается Академия ФБР. Помимо самой Академии, руководит всеми учебными и тренировочными программами Бюро.

Помимо управлений, в структуру ФБР входят:
• Отдел генерального советника. Подчинен непосредственно директору ФБР. Является юридическим советником директора и других руководителей Бюро. Следит за соблюдением сотрудниками ФБР Конституции и законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций.
• Отдел профессиональной ответственности. Занимается расследованием преступлений и серьезных правонарушений, совершенных сотрудниками ФБР. Кроме того, выносит решения по выявленным в ходе расследований фактам нарушения дисциплины. Действует в тесном сотрудничестве с инспекционным управлением.
• Отдел обеспечения равных служебных возможностей (Office of Equal Employment Opportunity Affairs). Детище пресловутой «политкорректности», данный отдел следит за тем, чтобы при приеме на работу в ФБР и продвижении по службе не было какой‑либо дискриминации: по расовой, религиозной, национальной принадлежности, полу или возрасту, а женщины‑сотрудницы не подвергались «сексуальным домогательствам» со стороны сослуживцев.
Сегодня во многих мемуарах и работах историков советские органы госбезопасности подвергаются критике за то, что зачастую кандидаты на руководящие должности подбирались там не по критериям профессиональной компетентности, а по принципу политической грамотности. Если это действительно было так, то такая практика, безусловно, заслуживает упрека. Однако вряд ли следует считать лучшей систему подбора и выдвижения кадров, где в качестве едва ли не основного критерия выступает принадлежность к женскому полу или негроидной расе. Как говорится, каждый сходит с ума по своему.
• Отдел по связям с общественностью и Конгрессом. Отвечает за работу с органами законодательной власти, средствами массовой информации, а также широкой публикой.
Хотя сфера деятельности ФБР в основном ограничивается территорией США, Бюро располагает также многочисленными представительствами в зарубежных странах, сеть которых постоянно расширяется. Если в 1996 году ФБР имело своих представителей‑атташе в 23 государствах, то сегодня таких представительств уже более 40. В том числе и представительство ФБР в Москве, открытое 4 июля 1994 года.
В отличие от большинства других американских спецслужб, бюджет ФБР не засекречен. Так, в 2001 финансовом году (то есть на период с 1 октября 2000 по 30 сентября 2001 года) он составил 3,57 млрд. долларов. Эта цифра более чем в полтора раза превышает бюджет 1995 года, который был равен 2,2 млрд. долларов.
Вместе с резким увеличением финансирования, наблюдающимся в последние годы, растет и численность персонала Бюро. Если в 1995 году в ФБР работало 22 тысячи сотрудников, из них 10 тысяч оперативных работников, то к концу 2000 года общее их число возросло до 28 тысяч, а количество оперативников – до 11400. Оперативные работники ФБР традиционно называются «специальными агентами». Этот термин был заимствован у Секретной службы Соединенных Штатов, группа сотрудников которого составила в свое время костяк вновь созданного Бюро расследований – нынешнего ФБР.
В качестве учебных центров для подготовки своих кадров ФБР имеет академию в городе Квонтико, штат Вирджиния Академия ФБР была открыта в 1972 году. До ее создания подготовка сотрудников ФБР велась на курсах, располагавшихся вблизи Вашингтона.
Срок обучения в Академии составляет 11 недель, принимаемые в нее слушатели уже должны иметь высшее образование. За год через Академию проходит четыре потока слушателей. Ежегодно выпускниками Академии становятся около 1000 сотрудников ФБР и до 120 слушателей из других, прежде всего латиноамериканских, государств, обучение которых ведется в рамках международного сотрудничества ФБР. Кроме того, на ее базе организована подготовка кадров для местных полицейских служб США.
Фильм об основателе ФБР США
http://www.kinopoisk.ru/film/505796/

РУМО (США)


Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО)

Созданное 1 октября 1961 года, Разведывательное управление Министерства обороны является централизованным разведывательным органом при министре обороны и Объединенном комитете начальников штабов (ОКНШ) и призвано координировать деятельность разведслужб различных видов вооруженных сил США. Являясь членом Разведывательного сообщества, РУМО подотчетно как министру обороны, так и директору ЦРУ.



Роль РУМО по отношению к другим военным спецслужбам можно сопоставить с ролью ЦРУ по отношению к Разведывательному сообществу в целом. Вместе с тем, ЦРУ само по себе является мощнейшей спецслужбой, занимающейся разведкой, а также проведением тайных операций, в то время как про РУМО этого не скажешь.
Средняя численность:
12.000 (30% — военных,
70% — гражданских)

 

Структура РУМО

Возглавляющий РУМО директор назначается на должность министром обороны США, которому он непосредственно и подчинен. По своему статусу он обязан быть военнослужащим в звании генерал‑лейтенанта или вице‑адмирала. Впрочем, имеется прецедент, когда осенью 1991 года РУМО в течение двух месяцев возглавлял штатский – Деннис Нэджи, назначенный исполняющим обязанности директора.

Подобно тому, как директор ЦРУ одновременно является директором центральной разведки и возглавляет Разведывательное сообщество США, директор РУМО является также директором военной разведки и координирует деятельность военного разведывательного сообщества, в которое входят разведки армии, авиации, флота, корпуса морской пехоты и береговой охраны, а также само РУМО. Что же касается таких подчиненных Министерству обороны разведывательных структур, как АНБ, УНР и Национальное управление видовой и картографической информации, то они непосредственно в военное разведывательное сообщество не входят, хотя и участвуют в работе Совета военной разведки.

Директор РУМО является главным советником по разведке министра обороны и председателя Объединенного комитета начальников штабов. Он также возглавляет Совет военной разведки (Military Intelligence Board), который координирует деятельность военного разведывательного сообщества. Совет военной разведки собирается несколько раз в месяц. В его состав входят: главы разведывательных структур родов войск и объединенных командований, главы разведывательных организаций, подчиненных Министерству обороны, а также помощник министра обороны по разведке (должность учреждена в 1989 г.).
В настоящее время директором РУМО является вице‑адмирал Томас Уилсон (Thomas Wilson).
Помимо директора, в высшее руководство РУМО входят:
Заместитель директора. В настоящее время им является Марк Ивинг (Mark Ewing).
Начальник штаба РУМО. В настоящий момент эту должность занимает Джон Ким (John Kiehm). В возглавляемый им штаб входят:
• Исполнительный секретариат.
• Генеральный инспектор. Возглавляет отдел генерального инспектора, занимающийся проведением дисциплинарных проверок и служебных расследований.
• Генеральный советник. Является юридическим советником директора РУМО. Возглавляет отдел генерального советника, сотрудники которого следят за соблюдением персоналом РУМО Конституции и законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций.
• Старший советник по рекрутированию. Является советником директора РУМО по вопросам подбора и расстановки кадров.
• Отдел планирования разведывательных программ и операций. Разрабатывает соответствующие программы согласно указаниям президента, министра обороны и Объединенного комитета начальников штабов, определяет приоритетность задач и контролирует их выполнение органами военной разведки, планирует бюджет.
• Отдел обеспечения равных служебных возможностей. Следит за тем, чтобы при приеме на работу в РУМО и продвижении по службе не было дискриминации по какому‑либо признаку.
• Финансовый ревизор.
В декабре 1974 года, явно в подражание созданному за год до этого институту офицеров национальной разведки при директоре ЦРУ, при РУМО был учрежден институт «офицеров военной разведки» (defense intelligence officer) – как собрание высококвалифицированных экспертов по различным вопросам и проблемам. Эти аналитики проводят консультации с руководителями РУМО, а также его подразделениями, работающими по «их» тематике, организуют подготовку важнейших информационных документов для высшего руководства США.
Штаб‑квартира РУМО находится в Пентагоне. Однако часть его структур размещена в других местах. Так, входящий в состав РУМО Медицинский разведывательный центр вооруженных сил находится на военной базе Фредерик (Мэриленд), а Центр ракетно‑космической разведки – на базе ВВС США в Хантсвилле (Алабама).
Основную часть подразделений РУМО можно разделить на три категории: добывающие информацию, обрабатывающие полученные сведения и вспомогательные. Первые занимаются сбором разведывательной информации, вторые – ее обработкой и анализом, третьи – обеспечивают деятельность первых двух всем необходимым.

К добывающим структурам РУМО относятся:
• Директорат разведывательных операций. Собирает запросы потребителей разведывательной информации, включая аппарат Министерства обороны, Объединенный комитет начальников штабов, различные военные службы, объединенные командования, а также членов Разведывательного сообщества. Руководит операциями военной агентурной разведки. Также занимается разработкой спецоборудования для ведения агентурной разведки.
• Директорат разведывательных операций включает в себя два отдела. Первый из них отвечает за агентурную разведку. Второй – руководит системой военных атташе, начиная с отбора кандидатов от различных видов вооруженных сил и их подготовки и кончая получением собранной ими информации.
• Центральная организация измерений и описаний (Central MASINT Organization). Создана в начале 1996 года. Занимается ведением технической разведки, в основном оценкой тактико‑технических характеристик иностранных вооружений.

К обрабатывающим структурам РУМО следует отнести:
• Директорат анализов и продукции. Занимается обработкой разведывательной информации, поступающей из всех доступных Управлению источников. Снабжает своей аналитической продукцией министра обороны, Объединенный комитет начальников штабов, различные военные службы и другие государственные ведомства, а также полевых офицеров.
• Директорату подчинены Центр ракетно‑космической разведки и Медицинский разведывательный центр вооруженных сил. Оба они переданы в состав РУМО в январе 1992 года.
• Директорат разведки Объединенного штаба. Создан в 1974 году и предназначен для непосредственного обеспечения разведывательной информацией ОКНШ. Фактически является разведывательным подразделением последнего. Организует работу национального центра военной разведки (командного пункта РУМО) и руководит деятельностью центра тревог РУМО, который работает круглосуточно в пять смен и готовит оперативную развединформацию в реальном масштабе времени для Пентагона.
В случае возникновения кризисной ситуации директорат разведки Объединенного штаба становится ключевой точкой, на которую замыкаются все элементы глобальной системы индикации и предупреждения. В него стекаются все разведывательные данные, которые после аналитической обработки немедленно сообщаются министру обороны и ОКНШ. Директорат выделяет специалистов в состав воздушного КП и запасного командного центра ОКНШ, поддерживает взаимодействие центра тревог РУМО с аналогичными органами других федеральных ведомств, в частности ЦРУ, и ситуационной комнатой Белого дома.
К более прозаическим задачам директората относится разработка доктрины военной разведки.
Начиная с февраля 1991 года в составе директората действует телесеть военной разведки (Defense Intelligence Network), представляющая собой систему телевизионного вещания по закрытым каналам, абонентами которого являются высшие военные чины и правительственные должностные лица, всего около 1000 человек. Телеизображение шифруется и его можно просматривать лишь на особых мониторах. Передачи складываются из видеоряда (фотографии воздушной и космической съемки) и звукового сопровождения.
• Директорат политической поддержки. Предназначен для своевременного и квалифицированного обеспечения разведывательной информацией высших должностных лиц политического руководства США.
Вспомогательными структурами РУМО являются:
• Административный директорат.
Включает в себя:
• службу контрразведки и внутренней безопасности;
• отдел кадров;
• инженерно‑технический отдел;
• отдел обеспечения;
• объединенный учебный центр военной разведки.
Директорат информационных служб и систем. Отвечает за составление информационных баз данных, автоматизированную пересылку информации потребителям, ведает разведывательными архивами.
На сегодняшний день в РУМО работают свыше 7000 военных и гражданских сотрудников. Несмотря на то, что Управление создавалось как чисто военная служба, в настоящее время гражданские специалисты составляют две трети его персонала. Что касается бюджета РУМО, то, как и у большинства американских спецслужб, он засекречен. Его величина оценивается примерно в 1 млрд. долларов.
Главной «кузницей кадров» Управления является расположенный на территории авиабазы Боллинг в Вашингтоне Объединенный колледж военной разведки (Joint Military Intelligence College). Он был создан в октябре 1962 года путем слияния Школы стратегической разведки армии и адъюнктуры для командного состава флота, получив название «Школа военной разведки». Позднее он был переименован в Колледж военной разведки, а в мае 1993 года получил свое нынешнее название.
Колледж является полноценным высшим учебным заведением и присваивает своим выпускникам степень бакалавра разведывательных наук. Кроме того, в 1980 году он получил право присваивать степень магистра наук в области стратегической разведки.
В колледже проходят обучение как военнослужащие, так и гражданские специалисты, желающие повысить свою квалификацию и, соответственно, продвинуться по службе. Кроме того, колледж готовит кадры военных атташе.
Помимо персонала РУМО, в колледже учатся сотрудники прочих разведывательных ведомств Министерства обороны, ЦРУ, ФБР, а также некоторых других государственных структур.

История РУМО


Образование РУМО явилось в некотором роде второй попыткой создания в США единой разведслужбы. Как известно, впервые подобная идея была высказана еще в 1943 году генерал‑майором Уильямом Донованом, однако тогда она не получила поддержки. Первой попыткой ее реализации стало создание в 1946 году Группы центральной разведки, из которой в следующем году выросло ЦРУ. Однако фактически это не было полноценным объединением: ЦРУ не включило в свой состав существовавшие к тому времени американские спецслужбы, а стало играть по отношению к ним руководящую и координирующую роль. При этом последние сохранили изрядную долю своей независимости.
Подобная разобщенность создавала определенные проблемы. Особенно это касалось структур, подчиненных Министерству обороны. Так, в результате реформы американских вооруженных сил 1958 года были образованы региональные объединенные командования. Но поскольку у каждого вида вооруженных сил сохранялась собственная разведка, работавшая автономно и только в интересах «своих», свободного обмена разведданными между родами войск не происходило, а значит, и налаживание по‑настоящему тесного взаимодействия между ними представлялось труднодостижимой задачей. Высшие военные чины жаловались на несогласованность разведывательной работы, на бесконечные интриги между разведками родов войск.
В подобной ситуации естественным образом напрашивалась идея создания единой военной разведки. Во‑первых, это позволило бы объединить усилия разведывательных ведомств. Во‑вторых, тем самым можно было бы организовать эффективное распределение разведывательных ресурсов и избежать всевозможного дублирования, как с организационной точки зрения, ликвидировав параллельные структуры в разных родах войск, так и с точки зрения постановки разведывательных задач. Наконец, в‑третьих, этим достигалось согласование аналитических выводов и оценок, которые до того времени готовились спецслужбами различных видов вооруженных сил индивидуально.
Однако присущие американскому образу жизни стремление к независимости и яростное сопротивление любым тенденциям к централизации сыграли свою роль и здесь. В результате, 5 июля 1961 года недавно назначенный министром обороны США Роберт Макнамара одобрил концепцию РУМО, согласно которой отдельные военные спецслужбы сохранялись, продолжая выполнять такие задачи, как учебная подготовка специалистов разведки, разработка тактики боевой разведки, внутренняя безопасность и военная контрразведка. Остальными своими обязанностями спецслужбы видов вооруженных сил должны были поделиться с РУМО.
1 августа Министерство обороны публично объявило о предстоящем учреждении РУМО. Наконец, после одобрения плана деятельности нового Управления министром обороны и председателем ОКНШ, 1 октября 1961 года РУМО официально начало свою деятельность.
Первоначальный штат РУМО составлял всего лишь около 20 сотрудников. Развертывание его структур началось лишь в 1963 году: 1 января был создан Центр продукции (Production Center), являвшийся аналитическим органом, 19 февраля – Автоматизированный центр обработки данных. В том же феврале в РУМО была утверждена программа подготовки кадров для нужд разведки.
31 марта создается Центр распространения (Dissemination Center), 30 апреля – Директорат научной и технической разведки. Наконец, 1 июля РУМО были переданы функции расформированной разведки Объединенного комитета начальников штабов.
1 июля 1965 года в ведение РУМО передается институт военных атташе, а после начала агрессии США во Вьетнаме оно возглавило межведомственный комитет по работе с военнопленными.
Тем не менее, в целом РУМО оказалось неспособным возвыситься над конкурирующими между собой отдельными военными спецслужбами. Попытки утвердить РУМО в качестве централизованной военной разведки продолжали встречать сопротивление со стороны разведслужб родов войск. Таким образом, вторая попытка реализовать, пусть и в искаженном виде, план Донована путем создания если не единой общенациональной, то хотя бы единой военной разведки фактически провалилась.
Однако, как показал еще знаменитый русский баснописец Крылов в своей басне «Квартет», если что‑либо не получается, то проблему часто пытаются решить при помощи реорганизации. Не стало исключением и РУМО. В июле 1970 года происходит серьезная перестройка его структуры, призванная повысить эффективность работы управления. Одновременно была реорганизована система военных атташе, а в ноябре 1970 года для повышения качества аналитической работы создан директорат оценок (Directorate for Estimates).
В ноябре 1971 года директор РУМО был назначен президентом Никсоном руководителем общей программы военной разведки для военного разведывательного сообщества. Также был учрежден специальный пост помощника министра обороны по разведке. Помощник по разведке был призван контролировать программы военной разведки и совместно с директором ЦРУ и другими разведслужбами вне министерства обороны обеспечивать их координацию.
Три года спустя, в октябре 1974, только что назначенный директором РУМО генерал Дэниел Грэхэм начал новую всестороннюю перестройку РУМО. В частности, в декабре был учрежден (по аналогии с Разведывательным сообществом) институт «офицеров военной разведки».
К 1975 году РУМО оказалось в состоянии кризиса. Во‑первых, в связи с окончанием войны во Вьетнаме произошло сокращение американских вооруженных сил, в том числе и военной разведки. Так, к 1975 году штат РУМО по сравнению с 1968 годом сократился на 31 %, составив приблизительно 4600 человек.
Кроме того, в это время началось широкомасштабное расследование деятельности американских спецслужб со стороны американских законодателей: комиссией Пайка в Палате представителей и комиссией Черча в Сенате. Не ускользнула от их внимания и малоэффективная работа РУМО, в частности двойное дублирование функций: с одной стороны, между ЦРУ и РУМО, с другой – между РУМО и разведками родов войск.
В феврале 1976 года комиссия Пайка выступила с предложением упразднить РУМО как организацию, которая лишь дублирует деятельность других спецслужб. Подобная безответственность американских законодателей вызвала справедливое возмущение генерала Грэхема, который назвал эту рекомендацию «хулиганской выходкой распоясавшихся юнцов». Впрочем, делая столь резкое заявление, Грэхем ничем не рисковал, поскольку к этому времени уже вышел в отставку и работал в предвыборном штабе кандидата в президенты США Рональда Рейгана.
В результате РУМО удалось отстоять, хотя некоторое время его существование висело на волоске. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт, как ликвидация в июле 1976 года должностей заместителя директора и начальника штаба РУМО – соответственно, второй и третьей позиции в иерархии Управления. Эти должности были восстановлены лишь в сентябре 1977 года. В том же 1977 году было пересмотрено и место РУМО в министерстве обороны. Отныне управление РУМО осуществлялось через помощника министра обороны по командованию, управлению, коммуникациям и разведке (в том, что касается постановки задач и выделения ресурсов), а также – помощником министра обороны по делам международной безопасности (в том, что касается политических вопросов).
В 1979 году происходит очередная реорганизация РУМО, в результате которой в составе Управления создается пять основных директоратов: производства, операций, ресурсов, внешних сношений, разведывательной поддержки ОКНШ. Тем не менее, это не уберегло РУМО от неудач в Иране, Афганистане и других стратегически важных регионах.
В апреле 1981 года РУМО выпустило первый сборник «Советская военная мощь» («Soviet Military Power»). В дальнейшем он издавался регулярно.
В 1991 году во время войны в Персидском заливе около 2000 сотрудников РУМО были прикомандированы к вооруженным силам антииракской коалиции. Однако позднее военачальники жаловались, что не могли добиться от них своевременного получения разведданных.
В последние годы, помимо своих традиционных обязанностей, РУМО отвечает и за разведывательное обеспечение так называемых «миротворческих сил» США и НАТО. Кроме того, оно участвует в программе борьбы с терроризмом, а также оказывает помощь американским правоохранительным органам в борьбе с наркоторговлей и транзитом наркотиков.
Следует отметить, что, в отличие от ЦРУ или АНБ, вербовке сотрудников РУМО в советских спецслужбах уделялось явно гораздо меньше внимания. Собственно говоря, на сегодняшний день нам не известно ни об одном советском агенте в РУМО. В этом отношении больше повезло союзникам бывшего СССР. Так, в 1978 году разведка Ливии завербовала сотрудника РУМО Вальдо Даберстайна (Waldo Dubberstein), впоследствии разоблаченного и покончившего жизнь самоубийством. А 21 сентября 2001 г. в США было официально объявлено об аресте по обвинению в шпионаже в пользу Кубы сотрудницы РУМО Аны Белен Монтес (Ana Belen Montes).

АНБ ( США )


Агентство национальной безопасности (АНБ)



Агентство национальной безопасности является ведущей американской спецслужбой в области радиоэлектронной разведки и контрразведки.
АНБ можно по праву назвать наиболее секретной из всех организаций, входящих в Разведывательное сообщество США. Устав АНБ до сих пор засекречен. Лишь в 1984 году были преданы огласке некоторые его положения, из которых явствует, что агентство освобождается от всех ограничений на ведение разведки связи. На протяжении многих лет сотрудники АНБ не имели права разглашать место своей службы – в ответ на все вопросы о том, где они работают, они должны были отвечать: «на федеральное правительство» или «в Министерстве обороны». Даже сегодня бывшим сотрудникам АНБ запрещено писать мемуары или делиться воспоминаниями о своей работе. Количество же вышедших в США книг, посвященных АНБ, можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. Предание гласности официальных сведений об агентстве (бюджет, численность персонала, структура) запрещено законом.
Штаб-квартира NSA

Размещенный в Интернете официальный сайт АНБ в известной степени напоминает советскую телевизионную программу «Время» периода застоя: если там едва ли не половину эфирного времени занимал показ комбайнов и колхозных коров, то здесь примерно такой же процент информации посвящен рассказам о том, как сотрудники АНБ помогают защищать окружающую среду родного штата Мэриленд (где находится штаб‑квартира АНБ), платят налоги, сдают донорскую кровь и т. п.
Как уже было сказано, АНБ занимается радиоэлектронной разведкой, то есть прослушиванием радиоэфира, телефонных линий, компьютерных и модемных систем, излучений факсовых аппаратов, сигналов, испускаемых радарами и установками наведения ракет, и т. д.
Кроме того, на АНБ возложены обязанности по обработке собранной информации, передаче полученных данных заинтересованным ведомствам для нужд внешней разведки и контрразведки, оказание разведывательной поддержки операциям американских вооруженных сил, а также проведение научных изысканий и внедрение разработок в области электронной разведки. Вторая группа решаемых АНБ задач связана с выполнением контрразведывательных функций – это обеспечение безопасности линий связи, ведение внешней шифропереписки, разработка кодов и шифров для передачи секретной информации и специального оборудования связи.
По своему статусу АНБ является «особым агентством в составе Министерства обороны». Однако было бы неправильно рассматривать его как одно из подразделений американского военного ведомства. Несмотря на то, что АНБ организационно входит в структуру Министерства обороны, оно является при этом самостоятельным членом Разведывательного сообщества США.
 Структура АНБ
Возглавляющий АНБ директор по своему статусу должен быть военнослужащим, ранее работавшим в разведке и имеющим звание трехзвездного генерала (то есть генерал‑лейтенанта) или вице‑адмирала. Он подчиняется министру обороны и представляет АНБ в Разведывательном сообществе США. Кроме того, директор АНБ одновременно возглавляет созданную в 1972 году Центральную службу безопасности (ЦСБ), занимающуюся шифрованием информации, передаваемой по американским каналам связи, и дешифровкой иностранных кодов. В настоящее время пост директора АНБ занимает генерал‑лейтенант ВВС США Майкл Хейден.
Кроме того, в высшее руководство АНБ входят: заместитель (фактически, 1‑й заместитель) директора – в настоящее время этот пост занимает Уильям Блэк, замдиректора по операциям, замдиректора по техническим вопросам и замдиректора по безопасности информационных систем. В отличие от должности директора АНБ, которую могут занимать только военные, все четыре его заместителя обязательно должны быть гражданскими специалистами.
Штаб‑квартира АНБ расположена в Форт‑Миде, штат Мэриленд. 
По состоянию на конец 70‑х годов структура АНБ выглядела следующим образом. Наиболее важными подразделениями АНБ являлись:
• управление радиоразведывательных операций,
? управление защиты коммуникаций,
? управление научных исследований и техники.
Управление радиоразведывательных операций возглавляется заместителем директора АНБ по оперативной работе. Ранее оно называлось управлением производства. Данное управление занимается радиоразведывательными операциями (от перехвата до криптологического анализа), анализом движения сигналов и анализом расшифрованных сообщений. Управление состоит из трех «добывающих» (то есть поставляющих разведывательную информацию) и двух вспомогательных групп. «Добывающие» группы организованы по географическому принципу:
• Группа «A» отвечает за Россию и страны, входившие в Варшавский Договор.
• Группа «B» занимается Китаем, Северной Кореей, Вьетнамом и другими азиатскими социалистическими странами.
– Группа «G» отвечает за все остальные страны. Кроме того, с 60‑х годов эта группа занимается обработкой входящих и исходящих из США международных радиосигналов. В 1972 году штат группы «G» состоял из 1244 гражданских лиц и около 600 военных.
Вспомогательными подразделениями управления радиоразведывательных операций являются группы «C» и «W». Первая из них занимается компьютерной обработкой разведывательной информации, а вторая отвечает за координацию всех операций по перехвату. В 1976 году группа «C» была соединена с отделом телекоммуникаций, и на их основе создано новое управление – телекоммуникации и компьютерных служб.
Управление защиты коммуникаций известно также под названием «Организация S». Оно поставляет шифровальное оборудование для всех государственных учреждений США (в 1993 году контракты АНБ только по Мэриленду оценивались в 700 миллионов долларов), а также устанавливает процедуры защиты линий связи для всех ведомств, входящих в Разведывательное сообщество США.
Управление научных исследований и техники, как явствует из его названия, занято разнообразными научно‑техническими исследованиями в области перехвата радиосигналов, дешифровки и защиты линий связи: начиная от математических методов и кончая разработкой новых технологических процессов и оборудования. Управление состоит из четырех отделов:
• Отдел математических исследований занимается приложением математических методов к криптоанализу.
• Отдел аппаратуры перехвата (Intercept Equipment Division) разрабатывает оборудование для перехвата и анализа радиосигналов.
• Отдел криптографического оборудования разрабатывает новые виды шифровального оборудования, которые затем запускаются в производство управлением защиты коммуникаций.
• Отдел компьютерной техники, как нетрудно догадаться, занимается исследованиями в области электронно‑вычислительной техники.
Кроме того, в составе АНБ имеются такие вспомогательные подразделения, как уже упомянутое управление телекоммуникации и компьютерных служб, управление установки и настройки оборудования, занимающееся установкой аппаратуры АНБ по всему миру, и административное управление.
Как уже было сказано выше, директор АНБ одновременно возглавляет и Центральную службу безопасности (Central Security Service). При этом если само АНБ выглядит сверхсекретной конторой, то ЦСБ является организацией сверхсекретной, так сказать, в квадрате. Созданная в 1972 году указом президента, ЦСБ отвечает за криптоанализ и криптобезопасность. Перед ЦСБ стоят две задачи: дешифровка иностранных кодов и шифрование официальных материалов, передающихся средствами связи. В качестве руководителя ЦСБ директор АНБ контролирует действия подразделений радиоэлектронной разведки армии, авиации и флота.
Подготовка кадров для АНБ осуществляется в Национальной школе криптологии. Эта школа готовит кадры не только для АНБ, но и для нескольких других подразделений Министерства обороны. Кроме того, АНБ оплачивает обучение своих сотрудников в ведущих колледжах и университетах США, а некоторых из них направляет в военные колледжи Министерства обороны.
Подобно многим спецслужбам мира, АНБ имеет собственный музей – Национальный музей криптологии, расположенный в бывшем мотеле неподалеку от штаб‑квартиры Агентства.
Численность персонала на объектах АНБ, включая прикомандированных военнослужащих всех видов вооруженных сил, по всей видимости, превышает 120 тысяч человек. При этом 20–24 тысячи из них работают в центральном аппарате АНБ, остальные же – в основном, военнослужащие – трудятся на базах и станциях АНБ по всему миру. Таким образом, с точки зрения численности сотрудников, АНБ, несомненно, является самой крупной среди американских спецслужб.
Количество станций радиоэлектронного перехвата, которыми располагает в настоящее время Агентство, обычно оценивается в 2 тысячи, хотя встречаются и оценки в 4 тысячи. Во всяком случае, в составленном в середине 50‑х годов плане развертывания станций перехвата АНБ предусматривалось создание в общей сложности 4120 круглосуточно работающих точек перехвата по всему миру.
Помимо стационарных пунктов радиоперехвата АНБ использует для своих целей разведывательные суда ВМС США. В распоряжении АНБ находятся также возможности ВВС США и морской авиации. Самолеты с техническими специалистами АНБ на борту нередко сознательно нарушали пределы воздушного пространства СССР и Китая, чтобы привести в действие их системы ПВО.
Подразделения космической разведки АНБ снимают информацию с двух типов искусственных спутников земли: с коммерческих аппаратов, транслирующих на землю телефонные переговоры, факсовые сообщения, а также сигналы компьютерных модемов, и с военных разведывательных аппаратов, обеспечивающих двустороннюю радиосвязь (приемник‑передатчик), телефонную связь (внутри стран) и передачу других электронных сигналов.
Несмотря на то, что формально АНБ подчиняется Министерству обороны, по сути эта организация носит скорее штатский характер. Более того, можно заметить, что военный персонал АНБ подвергается своеобразной дискриминации. В самом деле, на станциях радиоэлектронного перехвата, расположенных где‑нибудь на Аляске или в других малоприспособленных для жизни местах служат, в основном, военные. Однако среди обитателей уютных кабинетов в Форт‑Миде штатские составляют уже 50 %. Если же взять руководящий состав, то в 1971 году из 2000 должностей начальников разных уровней, имевшихся на тот момент в АНБ, военные занимали менее 5 %. Как мы уже отмечали, все 4 заместителя директора АНБ также должны быть штатскими.
В этой связи можно упомянуть такой любопытный факт: заместитель директора доктор Луис В. Торделла занимал свой пост на протяжении 16 лет, с 1958 по 1974 год. Если учесть, что за это время в директорском кресле сменились пять генералов и два адмирала, то можно с уверенностью предположить: повседневной работой АНБ все эти годы руководили не бравые носители погон и орденских планок, а скромный доктор наук.
Тем не менее, гражданские специалисты, поступающие на службу в АНБ, обязаны подчиняться строгому распорядку этого «закрытого» учреждения. Дабы не сболтнуть случайно секретную информацию под наркозом, они даже ходят к «своему» проверенному службой безопасности АНБ дантисту. Существуют ограничения в выездах за рубеж. В случае женитьбы (или замужества) кого‑либо из сотрудников АНБ или его родственников на иностранном гражданине руководство агентства необходимо ставить об этом в известность. Все эти требования в глазах жителей бывшего СССР, неоднократно сталкивавшихся за свою жизнь с вездесущими первыми отделами, выглядят совершенно естественными. Однако свободолюбивые американцы, которым с детства внушают, что не они должны что‑либо государству, а государство должно им, воспринимают подобные ограничения достаточно болезненно.
Бюджет АНБ, как и других спецслужб США, в настоящее время засекречен. Более того, в отличие от ЦРУ или ФБР, он никогда и не рассекречивался. Насчет его величины существуют разные оценки. Американская «Энциклопедия шпионажа» сообщает, что «это цифра порядка трех с половиной миллиардов долларов, не считая обслуживания космических спутников‑шпионов». Однако по другим оценкам, бюджет АНБ составляет около 15 млрд. долларов. Последняя цифра не выглядит фантастической, если вспомнить, что Джеффри Т. Ричельсон, автор вышедшей в 1985 году книги «Разведывательное сообщество США», оценивал бюджет АНБ (вместе с ЦСБ) в пределах от 5 до 10 миллиардов долларов. В любом случае, вопреки распространенному заблуждению, именно АНБ, а не ЦРУ является наиболее финансируемой спецслужбой США.
История АНБ
АНБ было создана секретной директивой президента Трумэна 24 октября 1952 года. Ее непосредственным предшественником было Агентство безопасности вооруженных сил (Armed Forces Security Agency), созданное в 1949 году.
Во время Корейской войны жалобы американского военного командования на низкое качество получаемой ими стратегической информации подтолкнули политическое руководство на создание новой службы.
Создание АНБ было строго засекреченной информацией. Вплоть до 1957 года о существовании Агентства вообще не упоминалось в официальных документах. Это дало повод острякам расшифровывать аббревиатуру NSA как «No Such Agency» («Нет такого агентства»), или «Never Say Anything» («Никогда ничего не говори»).
Лишь в 1957 году в «Руководстве по организации правительства Соединенных Штатов» впервые было упомянуто АНБ как «элемент Министерства обороны», который «выполняет высокоспециализированные технические и координирующие функции, связанные с национальной безопасностью».
Подобное определение, как нетрудно заметить, выглядит весьма расплывчатым. При желании под него можно подвести, к примеру, фирму, поставляющую сантехнику для Пентагона. Однако три года спустя в СССР бежали двое шифровальщиков АНБ, Вильям Х.Мартин и Бернон Ф.Митчелл, которые не только подробно проинформировали советскую разведку о том, чем занимается их контора, но и устроили в сентябре 1960 года пресс‑конференцию в Москве, на которой сообщили, что АНБ постоянно прослушивает линии связи более чем 40 государств мира, причем не только СССР и стран Восточного блока, но и таких союзников США, как Италия, Турция и Франция.
Еще через три года в Москве появился новый перебежчик – специалист отдела Ближнего Востока АНБ Виктор Н. Гамильтон, поведавший в интервью газете «Известия» о том, что он и его коллеги занимались вскрытием военных и дипломатических шифров и кодов разных стран, а также вели прослушивание каналов связи ООН.
Несмотря на эти неприятности, Агентство все эти годы динамично развивалось. Если в 1956 году в центральном аппарате АНБ работало около 9000 человек, то в 1967‑м – 12500, а в 1985‑м – от 20 до 24 тысяч.
Среди операций, осуществлявшихся Агентством, можно назвать знаменитый проект «Венона» по дешифровке перехваченных в 40‑х годах сообщений советской разведки, который достался АНБ «по наследству» от своих предшественников. Материалы «Веноны» представляют большую историческую ценность, однако АНБ начало их рассекречивание лишь в июле 1995 года. «По наследству» досталась АНБ и операция «Шамрок» («Трилистник») по тотальному просмотру международных телеграмм, отправляемых из и поступающих в США, осуществление которой было прекращено в 1975 году в результате работы сенатской комиссии Черча.
В начале 2000 года АНБ официально подтвердило существование системы глобального шпионажа «Эшелон», в которой, помимо США, участвуют Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. Эта система позволяет контролировать в режиме реального времени все международные и большинство национальных каналов связи, от переговоров по спутниковым телефонам до сообщений электронной почты. Существование этой системы уже вызвало ряд скандалов в странах Западной Европы, поскольку с ее помощью АНБ, помимо прочего, занимается промышленным шпионажем, оказывая помощь американским фирмам в борьбе с их европейскими конкурентами.

ЦРУ ( США )

Центральное разведывательное управление


Central Intelligence Agency

ЦРУ, образованная в 1947 году из ветеранов Управления Стратегических Служб (УСС) военного времени и военнослужащих, к которой вскоре добавились экономисты и специалисты по международным отношениям, выпускники лучших американских университетов Лиги Плюща, сейчас пытается подать себя как "телевизионных" футуристических высокотехнологичных агентов и тайную службу, управляющую сбором разведданных и вооружёнными беспилотниками с более чем 60 базами по всему миру. Не считая того, что ЦРУ поощряет такие легенды о себе, как "Люди Х" и Джейсон Борн.



Документы ЦРУ говорят об обратном. Агентство стало раздутой и неэффективной шпионской организацией, которая с трудом управляет раздувшейся отчетностью, и в то же время несёт ответственность за оглушительные провалы в разведке.

Структура ЦРУ
В отличие от АНБ, стремящегося к максимальной скрытности и болезненно реагирующего на любые публикации о себе, руководство ЦРУ, напротив, придает большое значение информированию общественности о своей деятельности, полагая, что разумная доля гласности способствует повышению авторитета родной спецслужбы в глазах американских обывателей. Благодаря этой «открытости» структура ЦРУ известна более‑менее подробно

Как уже было сказано, в отличие от руководителей других американских спецслужб, директор ЦРУ непосредственно подчиняется президенту США и одновременно является директором центральной разведки, т. е. возглавляет Разведывательное сообщество США и занимается координацией разведывательной деятельности входящих в него ведомств.

Как известно, непосредственная предшественница ЦРУ – созданная в январе 1946 года Группа центральной разведки (ГЦР) – носила в значительной степени военизированный характер, а все ее руководители были представителями вооруженных сил. Военными были и два первых директора ЦРУ. Это объяснялось спецификой момента, так как большинство из подразделений американской разведки, деятельность которых была призвана координировать новая структура, относились к военным. Первым нарушил эту «традицию» знаменитый Аллен Уэлш Даллес, ставший директором ЦРУ в феврале 1953 года и занимавший этот пост 8 с половиной лет (рекорд, до сих пор не превзойденный никем из его преемников). С тех пор руководителями ЦРУ назначаются, как правило, гражданские лица, хотя изредка на этот пост попадают генералы и адмиралы. В целом же ЦРУ носит штатский характер, и те его сотрудники, которые являются военнослужащими, состоят в кадрах Министерства обороны.
В соответствии с Законом о национальной безопасности 1947 года, директор ЦРУ назначается на свою должность президентом США и утверждается Сенатом. В настоящее время этот пост занимает Джордж Тенет (George Tenet).
Поскольку директор ЦРУ одновременно возглавляет и центральную разведку, его непосредственные подчиненные разделяются на две категории. Часть из них – высшие руководители ЦРУ, другая часть – руководители структур Разведывательного сообщества, не являющиеся при этом сотрудниками ЦРУ. О последних уже было сказано в главе, посвященной Разведывательному сообществу.
Как уже говорилось, особое положение занимает заместитель (фактически, 1‑й заместитель) директора ЦРУ, который замещает своего шефа в обеих его ипостасях. Согласно поправке к Закону о национальной безопасности 1947 года, принятой Конгрессом в апреле 1953 года, он, как и директор, назначается на должность президентом США и утверждается Сенатом. 1‑й заместитель помогает директору руководить ЦРУ и Разведывательным сообществом и замещает его в случае отсутствия, болезни и т. п. В настоящее время эту должность занимает Джон Мак‑Лаулин (John McLaughlin)
Кроме директора и первого заместителя в руководство ЦРУ входят:
Генеральный инспектор. Назначается президентом и утверждается Сенатом. Подчинен только директору и 1‑му заместителю директора ЦРУ. Возглавляет отдел генерального инспектора, который занимается проведением дисциплинарных проверок и служебных расследований деятельности подразделений ЦРУ. Отдел генерального инспектора имеет собственный бюджет и автономный (в рамках ЦРУ) кадровый аппарат. В настоящее время генеральным инспектором ЦРУ является Л. Бритт Снайдер (L. Britt Snider).
Генеральный советник. В соответствии с поправкой к закону о полномочиях разведки от 1997 года, назначается президентом и утверждается Сенатом. Подчинен только директору и 1‑му заместителю директора ЦРУ. Является юридическим советником директора по всем вопросам, касающимся легальной деятельности ЦРУ. Возглавляет отдел генерального советника, сотрудники которого следят за соблюдением работниками управления Конституции и законов, уголовного кодекса, а также действующих правил и инструкций. В настоящее время должность генерального советника занимает Роберт Макнамара (Robert McNamara), а в его отделе работает около 90 юристов.
Исполнительный директор. В данное время эту должность занимает А.Б.Кронгард (A.B.Krongard). Назначается директором ЦРУ. Является третьим лицом в иерархии Управления. Осуществляет повседневное руководство деятельностью ЦРУ и возглавляет Исполнительный совет, который состоит из пяти чиновников, отвечающих за следующие вопросы:
• финансы,
• информационное обеспечение,
• служба внутренней безопасности,
• человеческие ресурсы,
• глобальная поддержка.
Таким образом, члены Исполнительного совета, к которым перешли функции ликвидированного в 2001 году административного директората, возглавляют вспомогательные службы, призванные обеспечить оперативные и аналитические подразделения ЦРУ всем необходимым для их многотрудной работы на ниве защиты американской демократии.
В оперативном подчинении у исполнительного директора находятся все структуры Центрального разведывательного управления, за исключением подчиненных непосредственно директору ЦРУ.
Три заместителя директора, возглавляющие отдельные директораты:
• зам. директора по разведке;
• зам. директора по науке и технике, ;
• зам. директора по операциям.
Штаб‑квартира ЦРУ находится в расположенном недалеко от Вашингтона небольшом городе Лэнгли, штат Вирджиния. 20 октября 1998 г. указом президента Клинтона ей было присвоено наименование «Центр разведки имени Джорджа Буша». 26 апреля 1999 г. по этому поводу состоялась торжественная церемония, на которой присутствовали сотрудники ЦРУ, высшие официальные лица американской администрации, бывшие директора и заместители директоров ЦРУ, а также сам виновник торжества – бывший президент США Джордж Буш вместе с женой Барбарой, членами семьи и друзьями.
Разумеется, такая высокая честь оказана Джорджу Бушу не столько как бывшему директору ЦРУ, занимавшему этот пост в течение года, сколько как президенту, при котором Соединенные Штаты одержали полную и окончательную победу в «холодной войне». В письме президента Клинтона, зачитанном директором ЦРУ Дж. Тенетом во время выступления на церемонии, об этом было сказано вполне определенно:

«Дорогой Джордж!
Я хочу присоединиться к мужчинам и женщинам из Разведывательного сообщества – и ко всем американцам – в приветствии Вам, поскольку наша нация решила переименовать комплекс Центрального разведывательного управления в «Центр разведки имени Джорджа Буша».
Когда Вы вступили в должность директора центральной разведки в январе 1976 года, нация только что пережила один из наиболее бурных периодов своей истории. Многие американцы потеряли веру в правительство. Многие спрашивали, должно ли ЦРУ дальше существовать.
Как директор, Вы сделали многое. Вы восстановили мораль и дисциплину в Управлении, при этом публично подчеркивая важность разведки для национальной безопасности. Вы также восстановили доверие Америки к ЦРУ и к остальной части Разведывательного сообщества.
Конечно, сегодня мы чествуем Вас не только как бывшего директора: за время Вашей жизни, отданное служению Америке, Вы служили ей не только как глава Разведывательного сообщества, но также и как Президент, как главный пользователь разведки. Как Президент, Вы стояли за американское лидерство во всем мире – лидерство во имя свободы и демократии, мира и процветания.
Как Вы знаете, будучи президентом, я неоднократно обращался к Вам за Вашими мудрыми советами, которые были для меня чрезвычайно полезными. И меня хорошо обслуживали талантливые и компетентные сотрудники и сотрудницы организаций, входящих в состав Разведывательного сообщества, для сохранения и усиления которого Вы сделали так много.
От имени всех американцев я хочу поблагодарить Вас за Ваши патриотизм и лидерство, и я хочу передать Вам самые теплые поздравления относительно получения этой дани признательности.
Искренне Ваш,
Билл Клинтон».

Что ж, остается только позавидовать американцам – они умеют отдать должное своим бывшим лидерам за их вклад в дело величия и процветания Соединенных Штатов, вместо того, чтобы оплевывать их память в разоблачительном угаре, как это в последние десятилетия принято у нас в стране.
Однако вернемся к рассказу о штаб‑квартире ЦРУ. Как известно, по сравнению с суровыми порядками СССР (да и нынешней России) американский подход к вопросам секретности выглядит немного легкомысленным. Неудивительно, что у части российских читателей на этот счет сложились ошибочные представления. В частности, о том, будто резиденция ЦРУ в Лэнгли доступна для посторонних посетителей и туда чуть ли не организуются экскурсии для зевак с улицы. На самом деле американская открытость в вопросах секретности имеет свои границы. В частности, в штаб‑квартиру ЦРУ могут попасть только те, кому это положено по долгу службы. Тем не менее, открытые американские источники позволяют описать ее достаточно подробно.
Прежде всего следует сказать, что комплекс ЦРУ в Лэнгли состоит из двух зданий – старого и нового. Решение о строительстве резиденции ЦРУ в Лэнгли было принято президентом Трумэном, однако практическое воплощение эта затея получила уже в президентство Эйзенхауэра. Здание было спроектировано в середине 1950‑х годов нью‑йоркской фирмой Гаррисона и Абрамовича, выполнившей до этого проект здания ООН в Нью‑Йорке. Первый камень в его основание был заложен 3 ноября 1959 г., а завершено строительство – в ноябре 1963 г. Здание выстроено из бетона и своим видом напоминает университетский кампус. Полезная площадь его помещений – 1.400.000 квадратных футов.
Вместе с ним было построено и здание актового зала. Оно представляет собой отдельно стоящее куполообразное строение, соединенное со старым зданием штаб‑квартиры подземным коридором. Его аудитория площадью 7000 квадратных футов вмещает 650 человек.
Новое здание штаб‑квартиры ЦРУ спроектировано в начале 1980‑х гг. детройтской архитектурно‑инженерной фирмой «Смит, Хинчмэн и Гриллс». Строительство началось в мае 1984 года. Первый камень в основание был заложен 1 ноября 1985 года вице‑президентом США Джорджем Бушем. Заселение нового здания началось в июне 1988 года, а к марту 1991 года оно было полностью завершено. Новое здание представляет собой конструкцию из стали и стекла. Оно примыкает к западному фасаду старого здания и состоит из двух шестиэтажных башен, соединенных между собой четырехэтажным внутренним корпусом. Его полезная площадь – 1.100.000 квадратных футов.
При подходе к комплексу ЦРУ можно увидеть три монумента. У главного входа в старое здание расположена установленная в 1973 году копия статуи Натана Хэйла, оригинал которой был выполнен знаменитым американским скульптором начала 20‑го века Белой Лайоном Прэттом для штата Коннектикут. Натан Хэйл, участник войны за независимость, капитан американской армии, был схвачен и повешен англичанами в 1776 году во время выполнения разведывательного задания.
У северо‑восточного угла нового здания расположена скульптура «Криптос», выполненная Джеймсом Сэнборном и представляющая собой своеобразную стелу в виде бумажного свитка, на котором высечен шифрованный текст. Наконец, у юго‑западного входа в ЦРУ расположена композиция, посвященная падению Берлинской стены, открытая 18 декабря 1992 г. и символизирующая победу США в холодной войне.
На стене главного вестибюля старого здания выгравировано изречение из Библии:

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными»
(Евангелие от Иоанна. 8, 32).

Следует заметить, что данное высказывание выглядит довольно двусмысленно, особенно если посмотреть контекст, откуда оно взято:

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Впрочем, по официальной версии, эта цитата «характеризует роль разведки в свободном обществе».
В том же вестибюле на одной из стен находится «Книга славы» – мемориальная доска, на которой увековечена память о сотрудниках ЦРУ, погибших при исполнении своих служебных обязанностей: в хронологическом порядке в столбик перечислены их имена, а в память о тех из них, кто до сих пор остается засекреченным (таких больше половины), просто выбиты звездочки. Автором мемориала является скульптор Гарольд Вогель.
Не забыты и другие выдающиеся сотрудники Управления. В том же фойе находятся статуя генерал‑майора Уильяма Донована, выполненная скульптором Ларри Людтке, и барельеф Аллена Даллеса. Бюст Донована установлен и в актовом зале. Кроме того, в одном из двух коридоров, ведущих из старого здания в новое, вывешены выполненные маслом портреты всех директоров Управления, начиная от возглавлявшего предшественницу ЦРУ УСС Донована и кончая предпоследним директором Джоном Дейчем. Портрет нынешнего директора Джорджа Тенета пока отсутствует.
Основную часть структуры ЦРУ составляют три директората.
Разведывательный директорат занимается обработкой и анализом полученной из различных источников разведывательной информации и готовит на ее основе сводки для президента, Совета национальной безопасности и Конгресса, а также для членов Разведывательного сообщества США. Иными словами, этот директорат является аналитическим органом ЦРУ. Количество его сотрудников оценивается в 4 тысячи.
После ликвидации Варшавского Договора и последовавшего вскоре распада СССР «образ врага» в глазах американских избирателей существенно померк. То есть, конечно же, Россия и без коммунистов остается «источником зла», но «зло» это явно ужалось в размерах и, как следствие, стало менее пугающим. В результате, в США стали раздаваться голоса о необходимости сокращения деятельности спецслужб и, соответственно, их финансирования. И действительно, с 1991 по 1997 год бюджет американского разведсообщества ежегодно уменьшался.
В рамках этих веяний в 1994 году тогдашний замдиректора ЦРУ по разведке Дуглас Дж. Мак‑Ичин создал комиссию по реорганизации и сокращению своего директората. Комиссия работала три года, после чего в 1997 году коренная реорганизация Разведывательного директората действительно состоялась. Правда, при этом сменился и глава Разведывательного директората – им стал Джон И. Мак‑Лаулин. Произошло ли при этом сокращение персонала – неизвестно. Даже если оно и было, то, поскольку бюджет разведсообщества начиная с 1998 года опять стал увеличиваться, в последующие годы эти кадровые потери наверняка были с лихвой компенсированы. Но перестройка структуры разведывательного директората действительно была серьезной. Если до 1997 года в нем имелось пять территориальных отделов, то теперь их стало три: отделы России и Европы были слиты, а отдел Африки и Латинской Америки разделен между двумя другими отделами. В результате в настоящее время в директорате имеются:
• отдел России и Европы;
• отдел Ближнего Востока, Южной Азии и Африки;
• отдел Азиатско‑Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
Помимо территориальных отделов, в состав Разведывательного директората в настоящее время входят:
– Отдел транснациональных проблем. Занимается анализом различных вопросов, выходящих за рамки отдельно взятой страны или региона и относящихся, как правило, к одной из четырех основных групп: оружие, иностранные технологии, экономическая безопасность, общественные конфликты. Среди этих вопросов особо можно выделить следующие.
Изучение иностранных вооружений, в особенности ракетных систем, их технических характеристик и влияния, которое окажет их появление на политическую стабильность и положение американских вооруженных сил в соответствующем регионе.
Экспертиза иностранных достижений в области информационных технологий и телекоммуникаций с тем, чтобы защитить национальную инфраструктуру США от возможных атак и предотвратить нежелательные технологические сюрпризы.
Экспертиза состояния международных энергоресурсов, торговли и финансов, с тем, чтобы помочь официальным лицам США, отвечающим за американскую энергетическую стабильность и безопасность международных финансовых рынков.
Оценка ситуации в «горячих точках» планеты: положения с продовольствием, потоков беженцев и т. п., с тем, чтобы можно было планировать последующее вмешательство американских «миротворцев».
Экспертиза в области криминальной деятельности, такой, как «отмывание» денег, незаконная торговля оружием, иностранная контрабанда и нарушение санкций.
Долгосрочные стратегические оценки региональной военной, экономической и политической динамики и ее воздействия на американские глобальные интересы.
– Отдел политической поддержки (создан в 1998 году). Обеспечивает доставку разведсведений высшим должностным лицам США, а также органам, отвечающим за американскую безопасность. Первым из основных «клиентов» отдела является Президентский штаб аналитического обеспечения (President's Analytical Support Staff), сотрудники которого, в свою очередь, ежедневно готовят три письменных обзора и, опять же ежедневно, проводят разведывательные брифинги для президента, вице‑президента и других высших должностных лиц страны, отвечающих за национальную безопасность.
Второй основной клиент отдела – оперативный центр ЦРУ. Он круглосуточно анализирует поступающую информацию с целью выявления признаков назревания кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности США и немедленного информирования об этом руководства ЦРУ.
Кроме того, отдел политической поддержки содержит небольшой штат, который занимается проверкой качества выдаваемой аналитической «продукции» директората.
– Отдел передовых аналитических средств. Создан в конце 1996 г. как объединенный отдел разведывательного и научно‑технического директоратов. Начальник – Сьюзен Гордон (осень 1997 г.). Занимается приобретением, установкой и модернизацией аппаратного и программного обеспечения, а также внедрением новых математических методов, обеспечивая аналитиков ЦРУ необходимыми для их работы вычислительными ресурсами. В частности, в 1987 году в Разведывательном директорате был установлен новейший суперкомпьютер CRAY.
– Отдел вспомогательных служб. Поддерживает и разрабатывает информационно‑прикладные системы, обеспечивает другие подразделения директората картами, аппаратурой для аудио– и видеозаписи, предоставляет издательские услуги. Также проводит обучение и консультации по информационным системам, программному обеспечению и т. п.
– Штаб по сбору требований и оценке. Ставит задачи перед сборщиками развединформации. Отвечает за то, чтобы органы, добывающие развединформацию всех видов – будь то фоторазведка, радиоэлектронная или агентурная разведка – собирали именно те сведения, которые необходимы аналитикам разведывательного директората. Также готовит для директората разнообразные обзоры, информационные релизы и т. п.
– Совет по замещению разведывательных должностей. Создан в 1997 году с целью обеспечивать высокий уровень подготовленности кадров директората. Работает в тесном сотрудничестве с руководителями директората и планирует замещение будущих вакансий путем привлечения новых сотрудников, а также обучения и выдвижения уже имеющихся.
Важной частью работы совета является повышение квалификации разведывательных кадров. Им разработана программа профессионального развития для всех сотрудников директората. Обучение сотрудников ведется по следующим курсам:
• политическая разведка;
• военная разведка;
• экономическая разведка;
• научно‑техническая и военно‑промышленная разведка;
• сбор сведений;
• изучение иностранных лидеров;
• информационные системы и службы;
• производственное обеспечение;
• административное обеспечение;
• распознавание образов;
• менеджмент.
К структуре Разведывательного директората также относятся три центра, созданные в разное время при директоре ЦРУ и выполняющие задачи по координации усилий в соответствующей области не только ЦРУ, но и всего Разведывательного сообщества США:
– Центр по международной преступности и наркотикам. В апреле 1989 года при директоре ЦРУ был создан Центр по борьбе с наркотиками (Counternarcotics Center, CNC). В 1994 году функции этого центра были расширены и он стал заниматься также международной организованной преступностью, получив новое название, но сохранив при этом прежнюю аббревиатуру (Crime and Narcotics Center, CNC). Центр укомплектован представителями всех трех директоратов ЦРУ, кроме того, в его работе непосредственно участвуют представители большинства структур Разведывательного сообщества, занятых борьбой с преступностью и наркотиками.
– Центр по окружающей среде (создан в 1997 году). Координирует всю деятельность Разведывательного сообщества, связанную с проблемами охраны окружающей среды. Естественно, политические, экономические и научные аспекты этих проблем анализируются постольку, поскольку они затрагивают американские интересы.
В рамках своей деятельности центр:
• дает оценку международных преступлений против окружающей среды;
• оказывает поддержку американским официальным лицам на переговорах по соглашениям об охране окружающей среды, оценивает иностранную политику в области охраны окружающей среды;
• оценивает роль, которую играет состояние окружающей среды в изучаемой стране, региональном конфликте и т. п.;
• поддерживает усилия на международной арене других правительственных структур США в области охраны окружающей среды;
• предоставляет данные по окружающей среде частным американским агентствам.
– Центр по нераспространению оружия массового уничтожения (создан в сентябре 1991 года). Занимается анализом технических аспектов вооружения и космических систем других стран, анализом информации по ядерному, химическому и биологическому оружию, атомной энергетике, системам оружия тактического и общего назначения, средствам ПВО, политикой в области научно‑технического прогресса. Координирует по этим вопросам деятельность всего Разведывательного сообщества.
В свое время в состав Разведывательного директората входил и отдел по анализу информации об иностранных лидерах, задачей которого было предоставление по мере необходимости руководству США характеристики иностранных политических лидеров и организаций. Однако в размещенной на официальном сайте ЦРУ в Интернете новой структуре Разведывательного директората этот отдел отсутствует. Означает ли это, что данное подразделение пало жертвой реорганизации 1997 года, или же гласность в ЦРУ имеет определенные пределы – этот вопрос пока остается открытым.
Научно‑технический директорат проводит исследования и разработки в области технических средств сбора информации, обслуживает аппаратуру целевого назначения и осуществляет обмен информацией с крупнейшими научными центрами США.
В структуру директората входят:
– Отдел исследований и разработок технических систем. Занимается фундаментальными и прикладными научно‑техническими исследованиями и разработками в самых различных областях – связи, датчиков, полупроводников, искусственного интеллекта, компьютерного моделирования и пр.
– Отдел перехвата. Разрабатывает, эксплуатирует и обслуживает новейшую аппаратуру, необходимую для выполнения с максимальной эффективностью задач по сбору и анализу информации.
– Отдел технического обеспечения. Осуществляет исследования, разработки и изготовление различной оперативной техники – средств тайнописи, подслушивания, скрытого фотографирования, кодирования и расшифровки.
– Служба информационного обеспечения зарубежного радиовещания. Руководит сетью радиопостов, прослушивающих и записывающих радио– и телепередачи.
Оперативный директорат (до 1972 года носивший название «директорат планирования») – самый закрытый среди директоратов ЦРУ. В свое время он был настолько засекречен, что фотографию его руководителя даже нельзя было печатать. И сегодня на официальном сайте ЦРУ в Интернете имеются биографии директора ЦРУ и его заместителей, однако биография замдиректора ЦРУ по операциям отсутствует, указана лишь его фамилия – Джеймс Л. Пэвитт. Впрочем, эта предосторожность является чисто символической, о чем и свидетельствует приведенная в данной книге биография Пэвитта, полученная из открытых американских источников.
Оперативный директорат решает задачи, связанные с поиском и сбором информации силами агентурной разведки, организует и осуществляет тайные операции, контрразведывательное обеспечение агентурно‑оперативных мероприятий, ведет борьбу с терроризмом и наркобизнесом. Таким образом, Оперативный директорат является «добывающим», а Разведывательный директорат – «обрабатывающим» органом ЦРУ. Хотя по американским законам ЦРУ не имеет права работать на территории Соединенных Штатов, в этих правилах предусмотрено исключение – для тех случаев, когда информация поступает на добровольной основе от граждан или организаций из США.
По неофициальным данным, в Оперативном директорате работает около 8 тысяч человек. В его структуру входят:
– Отдел внешней разведки. Осуществляет контроль за оперативной деятельностью региональных отделов, оценивает надежность источников информации и разрабатывает практические рекомендации для оперативных подразделений. Включает в себя отделения, отвечающие за географические регионы. До распада Советского Союза таких отделений было шесть:
• СССР и Восточной Европы,
• Западной Европы,
• Латинской Америки,
• Восточной Азии,
• Ближнего Востока,
• Африки.
В свою очередь, в каждом отделении имеются секции, отвечающие за конкретные страны.
– Центр контрразведки (создан в 1988 году). Обеспечивает безопасность разведывательной деятельности резидентур ЦРУ, осуществляет агентурное проникновение в иностранные спецслужбы, работает с перебежчиками.
– Отдел тайных операций.
– Отдел технических служб. Отвечает за техническое обеспечение тайных операций. Во время президентских визитов за пределы Штатов обеспечивает защиту каналов связи.
– Финансово‑плановый отдел. Обеспечивает планирование и финансирование всей деятельности директората.
– Центр по борьбе с терроризмом (создан в 1986 году по инициативе тогдашнего вице‑президента США Джорджа Буша‑старшего). Главной целью Центра является пресечение террористических актов на как можно более ранней стадии. Для этого используются такие методы, как провокация расколов внутри террористических групп, ослабление их инфраструктуры, сотрудничество с дружественными спецслужбами иностранных государств, преследование и захват лидеров террористов, находящихся за границей. В задачи Центра входит:
Разработка и поддержка крупномасштабных программ по борьбе с терроризмом разведывательными сведениями и ограничение возможностей международных террористических групп и государств, их поддерживающих;
• составление на основе разведданных всех видов аналитических обзоров по группам и государствам, ответственным за международный терроризм;
• координация антитеррористической деятельности подразделений ЦРУ, а также других организаций, входящих в Разведывательное сообщество.
Во время проведения так называемых «антитеррористических операций», наподобие нынешней войны в Афганистане, Центр должен оказывать непосредственную разведывательную поддержку участвующим в них подразделениям вооруженных сил Соединенных Штатов.
Начальник Центра по своему статусу является специальным помощником директора ЦРУ по вопросам борьбы с терроризмом.
Однако 11 сентября 2001 года сотрудники Центра оказались явно не на высоте, не сумев ни предотвратить теракты в Нью‑Йорке и Вашингтоне, ни хотя бы предупредить о них.
До недавнего времени в составе ЦРУ имелся и четвертый директорат – Административный. Он занимался вопросами подбора, подготовки и переподготовки кадров, обеспечивал безопасность персонала и объектов ЦРУ, обеспечивал шифросвязь с резидентурами, отвечал за снабжение, финансы и медицинское обслуживание. Численность его персонала оценивалась в 5 тысяч человек. В его структуру входили:
• отдел кадров,
• отдел подготовки и переподготовки кадров,
• отдел безопасности,
• финансовый отдел,
• отдел хранения и поиска информации,
• отдел компьютерной техники,
• отдел связи,
• медицинский отдел,
• хозяйственный отдел.
Однако в июне 2001 года Административный директорат был расформирован, а руководители его подразделений переподчинены непосредственно исполнительному директору ЦРУ.
Кроме директоратов, в структуре ЦРУ имеются:
– Отдел финансового ревизора. Контролирует всю финансовую деятельность ЦРУ.
– Отдел по связям с общественностью. Отвечает за работу со средствами массовой информации, политиками и широкой публикой, причем не только ЦРУ, но и всего Разведывательного сообщества в целом. Директор отдела подчиняется непосредственно директору ЦРУ и является его советником по этим вопросам.
Отдел состоит из двух подразделений: по работе со средствами массовой информации и по связям с общественностью.
Отделение по работе со СМИ отвечает за то, чтобы донести до американского населения «точную информацию о ЦРУ, его миссии и вкладе сотрудников Управления в обеспечение национальной безопасности». Другими словами, его задачей является создание благоприятного имиджа ЦРУ в американских масс‑медиа. Для этого сотрудники отделения ежедневно работают с журналистами, готовят и распространяют пресс‑релизы и другие подобные материалы. Ведение сайта ЦРУ в Интернете также входит в их функции.
В то же самое время отделение занимается анализом публикаций и публичных высказываний о ЦРУ в американских и иностранных СМИ, докладывая о результатах директору ЦРУ и другим руководителям Управления. При этом особое внимание уделяется тем публикациям, которые могут поставить под угрозу разоблачения агентов ЦРУ.
Сотрудники отделения по связям с общественностью занимаются тем, что отвечают на приходящие в Управление письма, факсы, телефонные звонки, читают лекции о ЦРУ и его роли в Разведывательном сообществе в колледжах, университетах, других учреждениях и организациях и т. п.
– Отдел по связям с Конгрессом. Как нетрудно догадаться из его названия, отвечает за контакты ЦРУ с американскими законодателями. Его начальник также подчинен директору ЦРУ напрямую.
– Центр по изучению разведки. Занимается изучением истории ЦРУ. Издает на эту тему ежеквартальный секретный журнал, несекретный ежегодник «Исследования в области разведки» («Studies in Intelligence»), а также различные монографии, сборники документов и т. п., организует конференции и семинары. Начальник Центра непосредственно подчиняется исполнительному директору ЦРУ.
Общая численность сотрудников ЦРУ составляет 16–18 тысяч человек. Ежегодный бюджет ЦРУ оценивается в 3–4 млрд. долларов. Кроме того, значительная часть расходов ЦРУ проходит по закрытым статьям бюджета Министерства обороны.
Для обучения своих агентов ЦРУ имеет ряд разведшкол. Главная из них находится на базе вооруженных сил США Кэмп‑Пири возле Уильямсбурга (штат Вирджиния). Ее учащиеся – кадровые сотрудники ЦРУ, проходят там 18‑недельную подготовку по «оперативной разведке», т. е. овладевают техникой шпионажа. Их, в частности, учат тайно вскрывать и вновь запечатывать почтовые конверты, производить скрытую фотосъемку, пользоваться различными маскировками и т. п. Окончившие курсы, как правило, получают назначение в Оперативный директорат.
Другой учебный центр ЦРУ находится в Харвей‑Пойнт (штат Северная Каролина). Некоторые сотрудники Управления получают подготовку в учебных подразделениях спецназа США, расположенных в Панаме или в удаленных районах Соединенных Штатов.