ОПЕРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

курс оперативной психологии (спецдисциплина 6Б) в Высшей Школе КГБ



1. Первое над чем хочу остановится, это вопрос контроля своих эмоций. Ведь не секрет  что нет ничего более важного,   чем скрыть от противника ( просто собеседника ) свои чувства срою реакцию та те или иные события. И кото умеет это делать того ждет успех. 
Каждому из нас приходилось хотя бы раз в жизни, а то и больше попадать в ситуации жесткого прессинга. И если задаться вопросом воспоминаний, тогда, как правило, приходят на ум ситуации либо совсем недавние, либо очень яркие по накалу эмоций. Факторами такого прессинга или конфликта могут быть:

1. Дефицит времени;

2. Возникновение непредвиденных препятствий;

3. Ограниченность ресурсов;

4. Преувеличенная цель;
5. Преувеличенная ответственность;
6. Преувеличенные последствия;
7. Моральные установки;
8. Психологическая подготовка и т. д.
Рассмотрим такую ситуацию, как говорил герой из одного фильма: «чисто гипотетически». Некто сел в машину и поехал на встречу, времени у него в обрез (фактор 1). По дороге он попадает в пробку (ф. 2). Он замечает, что одно из колес у него спущено (ф. 2) и, как назло, он вчера одолжил гидравлический насос своему другу, а себе оставил ручной (Ф. 3). И еще во время тренировки он потянул мышцу (ф. 3). И, что совсем не вовремя он забыл свой мобильник (ф. 3). Но наш герой считает, что от этой встречи зависит дальнейший переворот в его карьере (ф. 4). Ведь кто-то из его коллег намекнул, что эта сделка под контролем самого Генерального и он думает, что если он не справится, то его обязательно уволят (ф. 5) и тогда жена не пустит его на рыбалку с друзьями (ф. 6), а он им обещал (ф. 7). К тому же, по агентурным сведениям, чтобы сделка прошла, успешно ему придется ее заключать в сауне с «девочками», а ведь он примерный семьянин (ф. 7). Да и вообще наш герой думает, почему это происходит именно с ним, он ведь с детства избегал трудностей (ф. 8). При виде мертвых животных он цепенел от страха (ф. 8) и уж тем более он никогда не посещал никаких тренингов (ф. 8).
Изобразим для удобства восприятия эту ситуацию в виде краткой формулы:
С(N) = (Ф1)*(Ф2+Ф2)*(Ф3+Ф3+Ф3)*(Ф4)*(Ф5)*(Ф6)*(Ф7+Ф7)*(Ф8+Ф8+Ф8)2
где С – это сила стресса; N – предельно допустимая величина.
Конечно это немного выдуманная конфликтная ситуация, но есть и весьма реальные конфликтные ситуации.
Например:
конфликтные ситуации, связанные с выплатой по кредитам;
конфликтные ситуации, связанные с судебными процессами;
конфликтные ситуации, связанные с выполнением плана продаж;
конфликтные ситуации, связанные с публичными выступлениями;
конфликтные ситуации, связанные с семейными взаимоотношениями;
конфликтные ситуации, связанные с форс-мажорными обстоятельствами;
конфликтные ситуации, связанные с болезнью или потерей близких людей;
конфликтные ситуации, связанные с условиями выживания (бедствия, тюрьма, жесткий конфликтный тренинг) и т.п.
И когда возникает нечто подобное, можем ли мы с уверенностью сказать, что мы всегда действуем адекватно и достойно? И что потом мы не мучаем себя вопросами: Зачем я это сказал? Почему я так поступил? Ну, я же хотел по-другому?
Для того чтобы не задаваться такими вопросами, давайте вместе с вами внимательно приглядимся к данной матрице. Прессинговые (конфликтные) ситуации можно рассмотреть, используя 2 шкалы. Первая шкала показывает степень ожидания событий. Вторая шкала показывает внутреннюю оценку событий.

Как гласит известная мудрость: мы не всегда можем изменить событие, но мы всегда можем выбрать, как к нему относиться. И в нашей власти выработать привычку верного реагирования на любые ситуации.
Есть одно из проверенных правил, звучит примерно так: научись работать номером 1. Например: Если мы хотим научиться хладнокровно, рассудительно и спокойно реагировать на колкие замечания, грубые выпады, агрессивные высказывания (тренинг конфликта в жестком контексте) и т.п., то для этого нам просто необходимо в тренировочных условиях, конечно же, встать на место №1 и делать то же самое, издеваться, грубить и оскорблять. Таким образом, вы будете знать, как может действовать конфликтующая сторона и для вас это уже не будет неожиданностью, не так ли? Это будет всего лишь решение методом от противного. Начинающий следователь, прежде чем стать опытным сыщиком тренируется регулярно ставить себя на место преступника, можно сказать это для него своеобразный тренинг конфликта ценностей. Для чего? Для того чтобы лучше понять логику правонарушителя и иметь возможность предсказывать, замышленный им вариант совершения преступления, в конечном счете, для его предотвращения.
Попробуем рассмотреть это на другом примере. Представьте себя в роли ученика, стремящегося овладеть приемами защиты от вооруженного противника (тренинг конфликта в жестком контексте). Находясь в позиции номера 2, вы действуйте по шаблону, раз, за разом формируя стереотип, что именно только так и не иначе должен действовать ваш противник (конкурент, клиент №1). Каково же удивление когда этого не происходит. Разрыв стереотипа – Недоумение => Поражение. Умение действовать в условиях неопределенности это становится возможным только при условии контроля над своими эмоциями. Умение ими управлять является одним из самых важных инструментов влияния в деловой коммуникации.
Как лучше самого себя психологически подготовить к подобным прессинговым (конфликтным) ситуациям. На эту тему сказано и написано очень много, но мне представляется, что лучше всего было бы использовать не конкретные приемы и техники, а принципы и идеи, в основе которых они лежат. Исходя именно из принципов, а не приемов выстроена система Русского рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова на сегодняшний момент лучший по эффективности стиль в прикладном значении.
Предположим, нам предстоит встреча с очень скандальным, агрессивным, конфликтным собеседником, используем следующие принципы в тренировочных целях (тренинг разрешения конфликтов):
1. Каждый элемент конфликтного события нужно сделать максимально ожидаемым (шкала №1);
2. Каждый элемент конфликтного события сделать гротескным в исполнении (преувеличенным – шкала №2)
3. Проработайте позицию номера 1 и 2 в преувеличенном исполнении.
4. Действуйте по правилам роли Н.О.Д. (узнаем в следующий раз)
5. Осознайте стратегии сохранения жизненной энергии (важная отдельная тема).
Как это может выглядеть:

У вас есть 3 состояния, условно их обозначим:
• желаемое – нейтральное;
• атакующее – агрессивное;
• защищающее – оборонительное.
Войдем в роль А и мысленно визуализируя проиграем ее преувеличенный поведенческий сценарий (тренинг конфликта в жестком контексте), т.е. что и как говорит собеседник, как себя ведет, как реагирует на отклик О, иными словами обращаем пристальное внимание на слова, позу, жесты, мимику, признаки голоса, то же относится и к О. Очень хорошо себя представить в роли какого-нибудь кино-героя. Сгущайте краски, подключите на полную мощность воображение, помните это всего лишь ваш крайний, но не запредельный уровень А.
Теперь тоже самое проделайте, находясь в роли О (тренинг конфликта в мягком контексте). Здесь применим библейский подход ударили по левой щеке подставь правую. Будет здорово, если вы вспомните какого-нибудь героя, который мужественно терпел все пытки и издевательства, будучи не сломленным. Сгущайте краски, подключите на полную мощность воображение, помните это всего лишь ваш крайний, но не запредельный уровень О.
После такого мысленного тренингового шпагата вы сможете без труда найти свой центр равновесия, который и будет являться тем самым желаемым состоянием (Н). Вспомните какого-нибудь героя, который олицетворял бы для вас эту способность контролировать, а значит, и управлять своими эмоциями. Для меня такое умение было удачно запечатлено в фильме «Матрица», где герой фильма Нео одной рукой, как бы играючи отбивает все удары агента, ровным счетом не обращая на него никакого внимания, несмотря на все сверх усиленные его попытки. Отыщите свой образ, может быть, вас на это натолкнут некоторые фрагменты из фильмов, выложенные на сайте.
Далее дело тренировки, удерживая состояние Н, мысленно прорепетируем несколько раз возможные сценарии развития конфликтных ситуаций с желаемым для нас исходом. Если имеется возможность сделать тоже самое в виде тренинговой ролевой игры по разрешению конфликтов, то это будет просто замечательно!
Продолжая практиковаться, используя вышеуказанные принципы, вы достигните того самого состояния, которое люди очень часто называют умением держать удар, если угодно считайте, что это ваш внутренний талисман, который всегда обережет вас от всех конфликтных напастей. Представьте только, сколько в этом случае реализованных возможностей, как в карьерном, так и материальном плане, сколько сил и энергии для воплощения самых смелых начинаний, сколько восхищенных взглядов. И даже в том случае, когда вас устраивает уровень вашей «конфликтостойкости», тем более стоит себя постоянно поддерживать в боевой форме, ведь «кто знает, что день грядущий нам готовит».
Аудиокнига по данной теме, сам  еще не слушал
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2400095

 Вербовка 


Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста(убеждение, внушение, подкуп...), а другие - еще и специальной аппаратуры (технотронные приемы, секс-мероприятия, зомбирование...).

Методы прицельного влияния могут быть щадящими (внушение...) и агрессивными (шантаж), простенькими (запугивание...) и изощренными (зомбирование...), трудно уловимыми (нейролингвистическое программирование...) и дополняющими (фармакоуправление...).
Выбор применяемой методики зависит от:
- реальной уязвимости объекта (черт его характера, эпизодов биографии, наличной ситуации...);
- цели намечаемого воздействия (изменение мышления, привлечение к сотрудничеству, получение информации, одноразовое содействие, воспитующее наказание...);
- собственных возможностей (обладание временем, умением, знанием, техаппаратурой, должными химпрепаратами, компетентными помощниками...);
- персональных установок исполнителя (его уровня моральной допустимости...).
В практике чаще всего используются:
- убеждение;
- внушение;
- гипноз;
- нейролингвистическое программирование;
- нарковоздействия;
- секс-мероприятия;
- фармакоуправление;
- технотронные приемы (ультразвук, инфразвук, СВЧ-излучения, электрошок, подпороговая стимуляция, торсионные излучения...);
- зомбирование;
- подкуп;
- запугивание;
- пытки...
Некоторые из отмеченных методик были обрисованы в других разделах(НЛП...), здесь мы разберем остальные.

Способы воздействия
Убеждение

Начало беседы, снятие напряжения, вызов интереса.
При вхождении в разговор необходимо избегать:
- извинений и других проявлений неуверенности;
- скучного начала;
- проявления малейшего неуважения к собеседнику;
- непосредственного приступа сразу к делу.
Для снятия напряженности и обретения доверия полезно:
- иметь приятный для визави внешний вид (одежду, головной убор, прическу...) и выражение лица;
- обращаться к собеседнику по имени, наклоняясь в разговоре несколько к нему;
- сказать пару комплиментов об отменном вкусе, репутации и деловых способностях объекта;
- высказать какую-либо шутку (анекдот), заставляющую собеседника искренно рассмеяться.
Для усиления интереса к беседе можно:
- задавать ненастораживающие вопросы (профессиональные, житейские, хоббийные), на которые субъект с удовольствием захочет отвечать;
- разговаривать с позиций интересов собеседника или коснуться темы явно связанной с его проблемами...
Ориентация беседы в нужном направлении
- привлекая ассоциации, перебросить мостик между началом, затравкой и проталкиваемой идеей;
- описать какое-то житейское наблюдение, уличную оценку или же анекдотичный случай, как бы между прочим увязав это с желаемым предметом;
- упомянуть несколько важных для партнера вопросов, кои через должное смещение акцентов соотносятся с намеченной тематикой.
Выбор аргументации сообразно с личностью и настроениями объекта:
- проводимая идея всегда обязана находить свой путь не только к разуму, но и к эмоциям объекта;
- материал для проведения аргументации подбирается в зависимости от типа (образное - логическое) вкупе с качеством (гибкое, косное, конформное, самостоятельное...) мышления собеседника;
- имеет смысл применять лишь те аргументы, каковые в виду личностных настроев, образа мышления, интеллекта и имеющейся информации данный человек способен воспринять;
- в ходе убеждения желательно использовать как абстрактные выводы, так и зримую конкретную фактуру, на которой легче убеждать лиц не владеющих абстрактным мышлением;
- с конформистами проходят ссылки на авторитеты, красочные выспренные фразы и упор на чувство общности с другими;
- при самостоятельности мышления человека в ход пускают логику обоснования с намеком на возможность личной выгоды как морального, так и материального плана;
- при заметной косности мышления перспективно разжигание эмоций с опиранием на эмпирику.
У становление ритма разговора и порядка предъявления аргументов
- нужно твердо верить в истинность того, в чем Вы хотите убедить других, ибо люди подсознательно улавливают отношение говорящего к сообщаемому, а всяческая фальшь отталкивает;
- ритм речи должен быть довольно ровным и подстраиваться под частоту дыхания собеседника;
- для начала обеспечьте одинаковое понимание ведущих терминов и выражений Вами и объектом;
- не давайте отвлекать себя от намеченной тематики и не отвлекайтесь от нее сами;
- в ходе приведения аргументации первым делом говорят о преимуществах, и только после - о недостатках;
- эффективен квантовый посыл сообщения, при котором после выдачи очередного факта или аргумента делается небольшая пауза, для осознания и закрепления услышанного;
- каждый последующий аргумент должен быть весомее, чем предыдущий;
- для лучшего восприятия новых идей надо подавать их так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;
- никогда не ограничивайтесь лишь простым перечислением аргументов, а старайтесь раскрывать их логический и эмоциональный смысл с точки зрения собеседника;
- приводите тот же самый аргумент несколько раз, но при этом повторяйте его новыми словами;
- всегда имейте пару аргументов про запас для употребления при заметных колебаниях в позиции объекта;
- тщательно отслеживайте все словесные и несловесные реакции партнера, и основываясь на них корректируйте свою дальнейшую аргументацию;
- вычислите по реакции объекта те моменты, где разыгрывается борьба его мотивов и сосредоточьте на них все свое воздействие, раз за разом подавая те аргументы, каковые произвели на партнера максимальное впечатление.

Нейтрализация аргументации объекта.
- заранее предположите все возможные резоны визави и, ориентируясь на них, подготовьте собственные контраргументы;
- аргументацию объекта лучше разбивать перед высказыванием своих посылов, причем следует анализировать как реальность самих фактов, так и те выводы, которые на них основываются;
Доводы партнера можно нейтрализовать:
- логикой опровержения;
- игнорированием;
- высмеиванием;
- кажущимся принятием с последующим неожиданным развенчиванием;
- изменением акцентов (выставляя их слабые места и предельно снижая сильные);
- хитроумным превращением их в свои собственные;
- подавлением логики эмоциями;
- впечатляющей дискредитацией их автора (но не собеседника, естественно!);
- ссылкой на авторитеты (иной раз вымышленные)...
Обеспечение продолжения беседы, если объект ответил нет
- никогда не отступайте до тех пор, пока визави не скажет четкого решительного нет! ;
- осознав, что собеседник принял окончательное решение, не пытайтесь
его переубедить, а искусно перебросьте разговор на нейтральную и по возможности приятную для него тематику.
Завершение разговора
- уяснив, что визави воспринял проводимую идею, не затягивайте дальше контакт, а, конспектно обозначив основные положения, дружески распрощайтесь с ним;
- постарайтесь, чтобы у партнера не возникло ощущение, что он вроде бы насильно подчинился чужой воле;
- при возможной неудаче в убеждении следует не сразу завершать беседу, но умело переправить её в увлекательное для объекта русло, а затем при расставании еще раз, но ненавязчиво помянуть свои главные аргументы и без явного давления предложить обдумать их на досуге.
Дополнительные рекомендации относительно беседы-убеждения можно отыскать в разделе, посвященном технике общения.
Внушение
Под внушением подразумевается передача информации с внедрением заключенных в ней идей без какойлибо критической оценки и логической переработки предлагаемого. О том, что сработало внушение, а не осознанный выбор говорит сугубо эмоциональная реакция на малейшую попытку обсуждения
заветной истины , причем все противоречащее ей отвергается с порога, и чем убедительнее доводы, тем сильнее возмущение.
Методы внушения используют:
- для блокировки нежелательного поведения или мышления человека;
- для склонения индивида к требуемому действию;
- для быстрого распространения полезной информации и необходимых слухов.
Хорошо подвержены внушению те, кто:
- проявляют себя слабой личностью (робкие, стеснительные, пугливые...);
- некритично воспринимают других (простодушные, доверчивые...);
- склонны зависеть от других (ищут себе хозяина, исключительно услужливые...).
Трудно поддаются внушению те, кто:
- обладают деловой активностью (энергичные и инициативные...);
- являются сильной личностью (а также самолюбивые и высокомерные...);
- противопоставляют себя другим (замкнутые и угрюмые...);
- исключительно активно проявляют свои чувства (эксцентричные и откровенные...);
- не зависят от других, а наоборот, имеют кого-то в своей зависимости...
Проведению внушения способствуют:
- полное отсутствие или чрезвычайная противоречивость текущей информации;
- очень авторитетный (как живой, так и печатный...) и при этом свой источник;
- внутреннее ощущение зависимости;
- сильное психофизическое истощение и переутомление объекта;
- некая психологическая напряженность (гнев, экстаз, страх, поиск выхода из сложной ситуации...);
- явная желательность или приятность внушаемого;
- жесткая категоричность заявлений и требований;
- шоковая неожиданность сообщения;
- повторяемость подсовываемой информации;
- абсолютная логичность и особая эмоциональность сообщаемого;
- некоторые болезни и особенности личности (психопатия, импотенция, слабость логического мышления, суеверность, наркомания...).
Проведению внушения иной раз мешают специфические внутренние барьеры, таковые, как:
- критически-логический (отвергание всего, что кажется логически необоснованным);
- интуитивно-аффективный (отметание всего, что не вызывает подсознательного доверия или уверенности);
- этический (неприятие того, что противоречит нравственно-этическим воззрениям личности).
Преодоление барьеров подразумевает лишь умелое подстраивание под них.
Так, для воздействия на лиц со слабым интеллектом, нужное внушение лучше сочетать с усиленными отрицательными эмоциями, а ежели данное лицо вполне интеллектуально или же заведомо внушаемо - то использовать положительные эмоции.
В случае когда объект подавлен или слишком неуверен в себе, должное внушение выполняют эмоциональным повелительным тоном с привлечением мимики и жестов, оформляющих неоднократно повторяемые резкие, короткие, как бы вколачиваемые фразы.
Если объект излишне возбужден и. значительно обеспокоен, то внушают успокаивающим тоном, с применением неоднократно повторяемых мягких, убаюкивающих, длинных фраз.
Главное - не вызвать ни малейшей настороженности, но очаровать и словно бы заворожить персону.
Когда визави избыточно тщеславен, то имеет смысл атаковать его любовью, безудержно расхваливая и высказывая комплименты, способствующие представлению объекта о своей значительности; параллельно с этим удается косвенно внушать нужные идеи.
Так как эффективное внушение обусловливается подсознанием, перспективной является попытка разбудить фантазию (к примеру, эротическую...) у человека, каковой при этом погружается в себя, так что грани между под сознанием и сознанием стираются. Психика в подобном случае становится менее устойчивой ко всяких изменениям и к восприятию.
Оптимальную методику искусного внушения предлагает нейролингвистическое программирование (НЛП).
В некоторых ситуациях применяют незаметное для окружающих подпороговое внушение, каковое осуществляется тихим шепотом, невоспринимаемым сознанием объекта.
Превосходным каналом передачи нужного внушения служат тщательно отобранные слухи, представление о которых можно получить в разделе, повествующем о получении информации. Здесь работает тот факт, что подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют сильнее тех, что навязываются впрямую.

В. Гипноз
Под гипнозом подразумевают состояние специфического сна или же зауженного осознания с совершенным отключением критического восприятия и повышенной чувствительностью к внешнему внушению.
Техника гипноза может быть использована:
- для получения информации (гипнодопрос);
- при секретной пересылке сообщений;
- для забрасывания дезинформации;
- с целью программирования на желаемое поведение (эпизодно или в методах зомбирования).
Хорошо гипнотизируются:
- лица художественного типа:
- социально адаптированные общительные личности;
- очень тревожные и значительно потеющие люди;
- все хронические алкоголики и наркоманы;
- те, кто болен энурезом (ночным недержанием мочи) или страдает астмой.
Трудно загипнотизировать:
- лиц мыслительного типа;
- психастеников, зацикленных на всяческих сомнениях и перетасовывании своих переживаний.
Различают три стадии гипноза:
- легкую (сонливость): объект может с легкостью и тотчас же, как пожелает оборвать сеанс;
- среднюю (гипотаксия): полная расслабленность при сохранении уверенности в том, что есть возможность побороть сонливость, правда делать этого совсем не хочется;
- глубокую (сомнабулизм): человек не реагирует ни на какие раздражения и поддерживает речевой контакт (раппорт) только со своим ведущим; в данном состоянии кодируют на действие (сроком до одного года), а подчас расщепляют личность на несколько отдельных Я , каждое из коих в состоянии жить своей особой жизнью, не подозревая о существовании других: все переживания в этой фазе четко амнезируются (как бы забываются).
Для введения объекта в гипнотический транс требуется создавать условия благоприятствующие последнему и ориентируясь на ситуацию, применять подходящие приемы, тщательно отслеживая внешние признаки вхождения в трансовое состояние.
Хорошо содействуют, а порой и сами по себе вводят человека в транс:
- сильная усталость и сонливость;
- пасмурная и дождливая погода;
- полусумрак вечера и тишина;
- поза удобная для сна или же, наоборот, предельно неудобная и непривычная позиция;
- ритмичные раскачивания и вращательные движения всего тела и голошу:
- полное отсутствие реальных раздражителей (сенсорный голод) либо монотонные ритмичные воздействия физической природы (зрительные, тактильные и слуховые);
- ритмичная шаманская или космическая музыка;
- резкий и сверхмощный раздражитель (удар гонга, вспышка света, неожиданная пощечина, выкрик-приказ...);
- интенсивный эмоциональный подъем, в том числе половое возбуждение;
- состояние страха и ярости;
- пережимание сонных артерий и надавливание на глазные яблоки или прочие фрагменты тела (ухо, локоть, лоб, запястье...);
- небольшая выпивка или прием за полчаса до намеченного мероприятия барбамила (0,2-0,3 г), веронала (0,5 г), ноксирона (0,25 г), пирамидона
(0,1 г) или 4-5 капель хлороформа...
Для углубления гипнотического состояния нужно очень тихим голосом внушать красочные образные представления покоя, мышечной расслабленности и полного отключения от окружающих с восприятием лишь слов внушения.
О том, что человек вошел в гипнотический транс сообщают:
- ровное спокойное дыхание и расслабленное лицо;
- вид как у спящего и отсутствие реакций на окружающих;
- полное отсутствие дрожания век (дрожь говорит о неглубоком погружении, а их исчезновение - о глубоком, вплоть до вероятного впадания в обычный сон).
Чтобы уяснить в гипнозе ли объект или притворяется, надо предложить ему вести себя вполне нормально, зная, что при измененном состоянии сознания это невозможно убедительно проделать.
Проще всего вызвать гипнотический транс у нормально спящего, ибо у последнего отсутствует какаялибо воля к сопротивлению. Это осуществляют в фазах специфического быстрого сна , первая из коих наступает через 45-90 минут после засыпания. Данных фаз в течении ночи отмечают несколько, и перед началом их индивид каждый раз поворачивается в постели.
Увеличивает количество и длительность подобных фаз применение снотворного-барбитурата (барбитал-натрия, барбамила, нембутала...) в ночь предшествующую рабочей , а также выпивка за день-другой до акции. Все воспринимаемое во время контролируемого сна внешне не осознается, а внутренне не забывается.
Чтобы перевести обычный сон объекта в гипнотический, следует:
- где-то через полчаса после того как человек заснет или за час-два перед пробуждением тихо разместиться возле изголовья его постели;
- посидев немного, сделать медленные пассы руками вдоль поверхности его тела, в направлении от головы к ногам и на расстоянии полутора-двух сантиметров от кожи;
- две, а то и три минуты тихим шепотом и в ритме его сонного дыхания изрекать: Спите глуб-же, спи-те глуб-же ;
- постепенно начать то замедлять, то ускорять ритм слов; если при этом ритм дыхания спящего сходным образом изменится, то значит контакт с ним установлен;
- увеличивая постепенно громкость речи и настраиваясь на тон внушения, заявить: Вы крепко спите. Вы отлично слышите мой голос, но Вы продолжаете уютно спать. Засыпайте еще глубже. Теперь вы хотите отвечать на все вопросы, оставаясь спящим. Как ваше имя. Отвечайте продолжая спать, как вас зовут... (все начальные вопросы должны быть просты и не вызывать ни малейшей тревоги); если объект не просыпаясь отвечает на вопрос, то раппорт (т.е. словесный контакт) с ним установлен;
- теперь можно приступать и к конкретному внушению, повторяемому нечетное (5 или 7) число раз с краткими (не более 5 секунд), но обязательными интервалами между повторами;
- выполнить 5 или 7 подобных серий, заполняя промежутки между ними формулами, обеспечивающими сохранение необходимого состояния: Спите глубже. еще глубже... .
Все внушения в гипнозе делают негромким голосом, с помощью коротких, повторяемых по несколько раз, фраз с незначительными паузами между ними.
Ключевые слова подают в тот момент, когда человек делает очередной вдох.
Весь сеанс обычно длится не более 15-20 минут.
Чтобы индивид впоследствии не вспомнил о происшедшем, ему следует внушить, что перед пробуждением он увидит яркий сон, но как только сновидение появится, он незамедлительно проснется; сон при этом хорошо ему запомнится, а все что было до того - забудется.
Частные методики решения специальных задач с применением гипноза таковы:
1. Гипнодопрос. Человека вводят тем или иным способом в гипнотический транс и, установив раппорт, настраивают отвечать на задаваемые вопросы, причем первые из них должны быть самые простые (о погоде, имени, профессии...), чтобы не возбудить даже легкой настороженности. Профессиональному солдату или служащему хорошо внушить, что перед ним его начальник, ждущий самого подробного доклада. Иногда используют методику свободных ассоциаций, при которой произносят ключевое слово и желают, чтобы визави сообщил то, что придет ему на ум. Следует воздерживаться от вопросов, явно настраивающих на конкретные ответы, ибо под гипнозом индивид способен выдать вымышленную информацию даже при легком непреднамеренном давлении со стороны допрашивающего.
2. Пересылка тайной информации. Человека вводят в гипнотический транс и сообщают некоторую информацию, развивая амнезию на представленное. После этого он окажется способен передать услышанное только будучи опять же погружен в гипноз и в этом состоянии уловит установленное в основном сеансе кодовое слово (или фразу) как пароль, вскрывающий его память.
3. Сотворение дезинформации. Загипнотизированному субъекту тщательно внушают, что он якобы участвовал в какой-то акции, видел некое событие, слышал закулисную беседу, добыл ту или иную информацию. Выйдя из кодируемого состояния человек верит, что рассказанное ему было на самом деле и с уверенностью сообщает это другим.
4. Программирование на нужное поведение. Данный трюк обычно удается только при глубокой стадии гипноза. После погружения в транс, объект применением определенных слов и представлений трансформируют в желаемую личность, как бы имитирующую известный из литературы, кинофильма, либо реальной жизни персонаж. Такую акцию осуществляют с помощью специально установленных кодовых фраз, причем новых личностей здесь может быть несколько (многоуровневое программирование применяемое при зомбировании...)
Сходным образом возможно закодировать объект на конкретное деяние, каковое он обязан будет совершить, если услышит кодовое слово или же возникнет некоторая ситуация. Следует учитывать, что лобовое поствнушение, явно противоречащее нравственному принципу объекта чаще всего не реализуется, а поэтому приходится использовать причудливые обходные (скажем, имитацию игры или обман...) маневры. Автоматика срабатывания по конкретному сигналу сохраняет силу в продолжении примерно одного года.
Г. Нарковоздействие
Наркотиками почитают вещества, рождающие в малых дозах эйфорию, а в больших - оцепенение и глубокий сон с полным отключением сознания и болевой чувствительности.
Такие вещества бывают как природными (опий, анаша, белена...), так и синтезированными (амфетамины, мулька , экстази , винт , ЛСД...).
Ввиду специфики воздействия все нарковещества используются в широком спектре, в частности для:
- получения информации (наркодопрос, вызов болтливости в беседе...);
- кодирования объекта на требуемое поведение;
- ломания воли человека со всевозможными целями (техника сажания на игру ...);
- шокирующих изменений в поведении человека с расчетом на его дискредитацию;
- разлаживания психики объекта в процессе промывания мозгов или зомбирования;
- нейтрализации возможного сопротивления персоны при её похищении.
Рассмотрим упомянутые варианты немного подробнее.
Наркодопрос
В технике профессионального допроса наркотики используют для создания в сознании индивида определенной сумеречной зоны . Наркотик обеспечивает растормаживание конкретных сдерживающих центров мозга и человек не может ясно рассуждать и что-либо придумывать, хотя память о прошлом у него обычно сохраняется.
Если воздействие наркотика было не очень сильным и у объекта не исчезло сознание, чтобы понять то чем у него спрашивают, то он в состоянии скрыть правду. Сложность поэтому лежит в подборе оптимальной рабочей дозы препарата, которая должна исключить способность к сознательному сопротивлению (возможного при скудной дозе), и не допустить, чтобы объект нес околесицу (при слишком большой дозе). Ввод нарковещества обычно прекращают тогда, когда веки у человека начинают дрожать, а речь становится нечеткой.
Сопротивляемость наркотику довольна субъективна и, в частности, зависит от физического состояния, психического типа, имеющегося опыта и других сугубо индивидуальных факторов. Иной раз человек выкладывает информацию лишь после получения третьей - четвертой порции любой из сывороток правды .
Конкретные вопросы обычно формулируют предельно кратко (чтобы допрашиваемый не забыл их начало при изложении конца (и еще в них должна отсутствовать внушаемость). Последнее особенно относится к невротикам, которые чрезвычайно склонны к фантазиям.
Освободившись от влияния наркотика допрошенный, как правило, не помнит о содержании выданной им информации и не имеет представления о продолжительности сеанса.
В технике наркодопроса используют следующие приемы:
- подмешивание в питье настоя беладонны (бешеной вишни или красавки) с целью уловить скрываемое в сонном бреду;
- замедленное внутривенное введение небольшой (0,5-1 мл 0,05% раствора) дозы скополомина; излишне быстрое введение препарата или его большие дозы считаются опасными для жизни (резкое падение артериального давления, ослабление сердечной деятельности, остановка дыхания...). Эффект
обычно проявляется в чувствах парения и уменьшения веса; субъект не контролирует себя, становится избыточно общительным, предельно благодушным и очень откровенным, выбалтывая то, что он в обычном состоянии скрывает;
- введение в вену 2-8 мл 10% раствора тиопентал-натрия (пентотала) с мизерной (1 мл за 1 минуту) скоростью; при этом через 10-15 минут свет явственно тускнеет, предметы уменьшаются в размерах, скрываемые мысли выскакивают на поверхность, сметая помыслы о всякой осторожности и необходимости владеть собой, хотя потребности в общении обычно нет . При малой дозе надо использовать период засыпания, а при большой - период пробуждения;
- замедленное введение в вену 0,5-8 мл 10% раствора амитал-натрия (барбамила), воздействие которого проявляется в снижении общей активности и замедлении речи; при этом ощущается головокружение и сухость во рту, а окружающие предметы теряют очертания. Затем возникает эйфория (хоть изредка возможна и депрессия) с повышенной общительностью и дружелюбием в сопровождении многословия с исчезновением сдержанности, что длится от 10 минут до 1 часа, сменяясь оглушением и сном на время от нескольких минут до нескольких часов. Для продления нужной эйфории, наркотик вводят с максимально малой (за 4-20 минут) скоростью, а передозировку устраняют уколом кофеина;
- замедленное (за 3-5 минут) внутривенное введение 2-8 мл 10% раствора амитал-натрия (барбамила), а после погружения в наркотический сон, введение мощной дозы психостимулятора (амфетамина...). Форсированное пробуждение спящего дает ему прилив энергии и страстное желание говорить; звуки и все образы вокруг становятся яркими и очень рельефными, пульс и дыхание учащаются, все мысли проясняются, хочется кричать от осознания своей силы. Поскольку человека перед этим связывают, вся мощь двигательной энергетики активно сублимируется в неудержимые словесные потоки.
Химпрепараты подавляющие волю можно обнаружить в крови не далее чем через несколько часов после укола, а след иглы обычно виден пару дней, хотя имеются иглы (к примеру, инсулиновые), не оставляющие никаких следов.
Всегда надо учитывать, что многие наркотики сильнее действуют весной и летом, а также на рассвете, утром или в бурю.
Если воздействию наркотика принудительно подвергли Вас, желательно определить его ведущий тип, фиксируя внимание на доминирующее ощущение (блаженство, безразличие и разные нюансы восприятия), значительных изменениях в величине и четкости предметов, а также в насыщенности освещения...).
Для преодоления прессинга от сывороток правды можно попробовать:
- сосредоточить внимание на определенной реальности (тиканье часов, пятно от влаги на стене...) и осознав по этому фиксированному эталону,что реалистичность мышления ухудшается, предельно сконцентрироваться на необходимости преодолеть накатывающее состояние и очень четко мыслить;
- зациклиться на воспоминаниях о неких эмоциональных, но не существенных с позиций безопасности вещах (таких, как секс, переживания вины, зависти злобы...), отстраняясь подобным образом от нежелательной опасной исповеди;
- сосредоточиться на воспоминаниях чего-либо (или кого-либо) особо дорогого:
- пробовать запутать мысленный процесс, высказывая всяческие несуразности...

Вызов болтливости у собеседника
В реализации подобной цели используется свойство наркотических веществ заметно растормаживать психику, что часто вызывает эйфорию с повышенной общительностью и дружелюбием при исчезании настороженности и сдержанности.
Для этого можно:
- предложить человеку сигарету, в которой к табаку подмешано немного (около горошины) сушеных листьев и верхушек конопли;
- добавить в алкоголь 0,05 г барбамила (поскольку барбамил блокирует переработку алкоголя, избыток его дозы способен оказаться жизненно опасным для организма...).
3. Кодирование объекта на желаемый поступок Химпрепараты и техника введения в транс здесь те же, что и в случае наркодопроса, а схема выполнения внушения - как при гипнозе.
Внушение делается резким и энергичным императивным тоном в период засыпания (когда используемая доза препарата мала) или во время пробуждения (если доза велика).
Известный недостаток наркопрограммирования заключается в том, что оно менее стойко, чем гипнотическое, а удобство - что его можно применять против желания объекта.
В работе с наркоманом, конкретное внушение осуществляется перед уходом его в обычный наркотический сон (опий...) или на фоне спонтанно возникающих, а затем направляемых галлюцинаций (гашиш...).
Ломаные воли человека ( сажание на иглу ) Подобная задача реализуется использованием исключительно тяжелых физиологических реакций организма на резкое лишение его ставшего уже привычным наркотического препарата. Такое состояние, обычно называемое абстиненцией или ломкой , немедленно устраняется, если субъект снова употребит желаемый продукт. Сия неодолимая физическая тяга дает возможность направлять и контролировать поступки наркомана.
На продолжительность и интенсивность абстиненции влияют тип употребляемого наркотика, длительность приема, дозы, индивидуальные особенности личности.
Кроме физической, нередко говорят и о психологической зависимости,
где желание наркотика не связано с тяжелыми телесными реакциями, а потому иной раз преодолимо.
Самая мучительная ломка бывает при употреблении героина, чуть слабее - от морфия и пантолмона при их введении в вену, еще слабее, когда морфином колят в мышцу или под кожу, затем идут инъекции других морфеподобных синтетических веществ, таких как промедол и омнопон. Заметно легче переносится лишение опия, амфетаминов, экстази , крэка , гашиша и кокаина.
Привычка к героину и китайскому белку (триметилфантанилу) обычно наступает после реализации 3-4 инъекций, а к морфию - после 10-12 уколов при постепенно увеличивающейся дозе.
Ломка как правило накатывает через 2-3 часа после инъекции героина, через 5-6 часов после последнего укола морфия и через 10-12 часов после использования опия.
Сажание на иглу обычно происходит:
- добровольно (любопытство, ритуал, попытка самоусовершенствования...
- насильственно (после намеренного похищения...);
- путем обмана (подменой медицинских препаратов...).
Для наркомана характерен постепенный переход от потребления слаболомающих веществ к все более опасным (героин, опий, винт ...).
5. Обездвиживание объекта при его похищении
Наркотики способны быстро отключить сознание человека на точно прогнозируемое время и потому особенно удобны в процессе похищения.
Возможны следующие варианты действий:
- налив на тряпочку-перчатку немного фторотана (классического средства для операционного наркоза...) перекрывают ею рот и нос объекта, сознание которого полностью отключается в пределах 5-20 минут;
- объект грубо оглушают ударом, скажем, по голове или пережиманием сонных артерий, а после усыпляют инъекцией барбамила (5-10 мл 10% раствора в мышцу или вену) на 6-8 часов; при этом время сна несложно регулировать подбором соответствующего препарата:
- персону на несколько секунд обездвиживают и вкалывают в этот момент
смесь нейролептика тиоридазина (сонапакса) со спиртом, что вызывает у нее мгновенное обессиливание, падение давления, учащение пульса, расширение зрачков, т.е. пассивное состояние, внешне напоминающее глубокий шок.
Д. Секс-мероприятия
Поскольку половое влечение (либидо) является очень мощным мотиватором людского поведения, было бы глупо не использовать этот инстинкт. Интимные мероприятия обычно применяют для:
- получения информации;
- контроля за объектом;
- подсовывания персоне своего агента (врача. интим-партнера...) при проведении сложной комбинации:
- завязывания тесных отношений с человеком ( разыгрывая роль специалиста по наслаждениям ...);
- побочного воздействия на поведение и мысли индивида (через котируемого секс-партнера);
- получения компромата на человека;
- ломания психики объекта (посредством вызова импотенции, заражения болезнью...).
Считается, что сила либидо сугубо индивидуальна, но:
- мужчины наиболее сексуально озабочены в возрасте 23-35 лет, а женщины - в 35-45 лет;
- чем жарче климат места, где родился человек, тем ярче у него проявляется половой инстинкт;
- брюнеты более чувственны, чем блондины;
- у низкорослых людей влечение сильнее чем у высоких;
- худые люди обладают большим влечением, чем полные;
- люди ведущие сидячий образ жизни и домоседы заметно более подвластны половым инстинктам, чем находящиеся в непрерывном движении или на свежем воздухе;
- у половины алкоголиков отсутствует половое влечение, а треть из них - импотенты.
Хорошо стимулируют инстинкты пола:
- диета (сельдерей, жареный лук, желтки яиц, крабы, устрицы, сушеные фрукты, грибы, клубни ятрышника...);
- запахи (корицы, можжевельника, мяты, сандала, имбиря, гвоздики, чабреца...);
- определенное поведение (излишне частые сношения, резкое прекращение активной половой жизни...).
Сильно возбуждает половое влечение желание освободиться от мощного давления стресса, естественного или запрограммированного, к примеру:
- неожиданное спасение от близкой смерти;
- уход от угрозы финансового разорения или других крупных неприятностей;
- удачное завершение сложного мероприятия...
Для полового возбуждения можно использовать как фармакологические (подмешивание препаратов в питье и пищу...), так и народные (сглаз...) средства, в частности:
- специальную пептицидную сыворотку крови (аэрозоль и порошок);
- лекарство имизин (он растворим в воде и спирте...);
- йохимбин (в различных сочетаниях);
- метилтестостерон (для женщин);
- наркотик экстази ;
- спирт в смеси с кокаином;
- мускус;
- кору гранатового дерева и ягоды мирты;
- льняное семя с перцем...
Женщины для привлечения партнеров могут использовать такие простенькие трюки, как:
- натирание тела и одежды смесью вербены, зори и руты;
- смазывание секретом своих интимных желез волос и кожи за ушами;
- специальную технику дыхания с эквивалентным подключением обеихноздрей...
Эти приемы, впрочем, не срабатывают, если объект повышенного интереса страдает насморком.
Уменьшить половое влечение способны:
- про-бантин (противоязвенныи препарат);
- варапамил (сердечный препарат);
- метилдофа, верошпирон (лекарства от гипертонии):
- трихопол (лекарство от трихомонадоза);
- ацетат ципротерона:
- настойка ковыля...
Классические схемы отдельных секс-мероприятий таковы:

Подсовывание объекту своего агента
- использование естественного, либо инспирированного удобного момента (разрыв с прежним партнером, беременность жены, командировка, отдых в одиночестве, удачная презентация...) для подведения к объекту опытного и соответствующего его вкусам агента нужного пола, задействуя при этом факторы стимулирующие половое влечение;
- любые способы знакомства, отобранные в соответствии с рекомендациями раздела о завязывании контакта , дополненные приведенными здесь приемами усиления половых эмоций...
Изъятие информации
- вызов сильной вспышки сексуального желания посредством применения ситуационного (освобождение от стресса...) или фармакологического (химпрепараты....) трюка, с участием лица, согласного отдаться в обмен на нужную фактуру;
- подключение объекту превосходно ориентирующейся в сексе партнерши, с перспективой долговременного интимного общения, в ходе которого как бы между прочим выуживается желаемая информация;
- выслеживание любовницы объекта и вербовка её, либо оснастка комнаты свиданий подслушивающей и видео аппаратурой;
- шантаж секс-компроматом...
Получение компромата
- выявление посредством наблюдения либо опроса старательно скрываемых сексувлечений объекта, с последующей фиксацией фрагментов их взаимоотношений на фотопленку либо на видео - и аудиокассеты;
- подключение к объекту своего агента, с запечатлением их половых контактов в оснащенной различной спецаппаратурой комнате;
- подсовывание объекту сексуального партнера и официальное (взаправду либо ложно) взятие его с поличным ;
- подкладывание под объект девицы, которая затем заявит, что он ее изнасиловал...
- разыгрывание эпизода группового изнасилования с присутствием при этом разрабатываемой персоны.
Более сложные варианты могу включать в себя: признание любовницы в двойной игре, вызов у человека импотенции, подстраивание всевозможных ситуаций с целью создания компромата, использование полового возбуждения для кодирования подсознания...
Не надо забывать, что щекотливая фактура способна оказаться компроматом лишь в некоторых, но вполне определенных ситуациях.
Технотронные методики
Современная наука предложила много специфичных способов для управления поведением, мыслями и чувствами человека. При этом в частности используют:
- нижепороговое аудиовизуальное раздражение;
- электрошок;
- ультразвук;
- инфразвук;
- сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение;
- торсионное излучение;
- ударные волны...

ЧТО ТАКОЕ КОНСПИРАЦИЯ?
Предварительные замечания
1. К конспиративной (т. е. тайно-заговорщической) деятельности способен далеко не всякий человек. В истории человечества провалилось многое множество заговоров вследствие участия в них людей не способных, не призванных, не вышколенных, легкомысленных и неосторожных. В наше время, в эпоху изощренных физических и психических пыток, применения нового оружия подкожных и интравенозных впрыскиваний, а также гипноза, конспиративная работа требует особой подготовки, особой школы и сильной воли. При отсутствии этих условий всякому человеку и всякой организации обеспечены сплошные провалы.
2. Поэтому, прежде чем браться за такого рода деятельность, необходимо удостовериться в своей личной способности к ней, а затем непременно пройти особого рода техническую, телесную и душевную школу подготовки. Людям разговорчивым, экспансивным, эмоциональным, впечатлительным, наивным и глупым, забывчивым, рассеянным, доверчивым, откровенным и искренним (это не одно и то же!), пугливым и робким (это не одно и то же!), не умеющим сдерживать свою фантазию, органически не способным притворяться и лгать, не переносящим долгого одиночества, простудливым, нетерпеливым, легко поддающимся внушению и телесной боли,— лучше совсем не браться за такие дела.
3. Это предупреждение относится в особенности к людям тщеславным и честолюбивым. Им надо раз навсегда сделать выбор между удачей их дела и их личным успехом. К тайне и заговору люди вообще прибегают тогда, когда этого требует удача их дела; значит, эта удача требует от них молчаливости, незаметности, скромности, т. е. именно того, чего их тщеславие решительно не переносит. Тщеславный человек желает фигурировать, превозноситься, славиться. Он хвастун от природы. Он всегда наврет о себе, о своей партии или организации лишнего, припишет себе чужие дела и подвиги, в уверенности, что от хвастовства, так же как и от клеветы, всегда “что-нибудь останется”: всему не поверят слушатели или читатели, так хоть частицу с собой унесут. А в дальнейшем так легко смешать, он ли сам рекламировал себя и свою партию или похвала шла от посторонних. Хвастовство тщеславного человека незаметно врастает в “общественное мнение” или, по крайней мере, в передаваемые из уст в уста слухи, оно входит похвалою в это общее и безответственное “говорят”; а если “говорят”, так это уже “пол-славы”; еще немного — и чествовать начнут, а от “чести” до “власти” рукой подать. Глядишь, а хвастун уже карьеру сделал.
4. Так, тщеславные и честолюбивые люди совсем не замечают, как их болтовня и их вызывающая манера держаться вредят их делу и проваливают их конспирацию. Скромно-молчаливые конспираторы трудно находимы; их надо отыскивать, ими надо дорожить, их головой нельзя рисковать. Чтобы в этом убедиться, стоит только понять и усвоить, что возглавители величайших мировых заговоров держались и держатся в полной неизвестности. Ленину было легко: черную работу “экспроприации”, подделки денег, добывание золота делали за него и для него другие (напр., Джугашвили-Коба-Сталин на Кавказе, Литвинов в Румынии, Евсей Таратута и Максим Горький в Москве, Парвус-Гельфанд в Берлине и в Швейцарии, генерал Гофман в германском штабе и другие);— до тех пор, пока не настала “благоприятная пора” (1917), ибо власть Керенского была в левом направлении нулевая, занять особняк Кшесинской и Смольный институт можно было без конспирации, и вся борьба велась уже “на улице”. Мастеров конспирации легче найти в партии социалистов-революционеров, но и они иногда проваливались и гибли (за исключением разве Евно Азефа, доживавшего свой век в Берлине в качестве нажившегося рантье).
5. Одно упоминание этого последнего имени должно навести всякого на мысль о том, что в конспирации есть всегда нравственно-рискованный, скользкий и компромиссный элемент. Конспиратор должен быть мастером притворства, обмана и лжи и не испытывать при применении своего мастерства ни отвращения, ни стыда, ни укоров совести. Это дается гораздо легче бессовестной и безнравственной душе, чем благородному и совестному духу. Там, где профессиональный шулер, мошенник и палач спокойно исполняют данные им конспиративные поручения, не считаясь с низостью и мерзостью этих заданий, там идейный борец должен еще найти те внутренние основания, которые успокаивали бы его душу в минуту отвращения, стыда или совестного укора. Он всегда должен помнить, что успех его конспиративного дела может завести его в тупик безжалостности, наглой лжи, преступления и предательства. И можно с уверенностью предсказать, что человек, не разрешивший верно этой проблемы компромисса, рано или поздно — или усвоит себе точку зрения профессионального негодяя, может быть — бессовестного раба, или же познает то жизненное изнеможение, которое несет с собою нравственное презрение к самому себе. Благая цель никогда не оправдывает дурного средства, даже самого целесообразного: злое дело, породив благие последствия, отнюдь не становится добрым делом: причинная связь между подлостью и желанным улучшением жизни могла быть предусмотрена верно, но совершённая подлость сохраняет все свои подлые свойства. Искусство же делать гадкие дела, не становясь злодеем, есть искусство трудное, которое требует не только большой внутренней школы и дисциплины, но и постоянного очищения души.
Конспиративное умение предполагает в человеке умение хранить тайну и умение распознавать людей.
Умение хранить тайну
1. Если у тебя есть тайна и тебе надо сохранить ее, то пойми прежде всего, что сохранить ее можешь только ты сам: другому придется “хранить” ее тогда, когда ты ее ему выдашь. Не надейся на других, на их молчаливость и такт. Если ты сам не удержал свою тайну, как можешь ты требовать молчания от других?
2. Тайна имеет свои законы: кто их нарушает, тот ее разрушает. Сущность тайны не в том, что о ней знают, но не говорят (“секрет полишинеля”). Сущность ее в том, что люди не знают ни того, в чем она состоит, ни того, что вообще что-то скрывается.
3. Поэтому если у тебя есть тайна, то не имей таинственного или важного вида: не шепчись по углам; не роняй многозначительных намеков; не рассказывай о своих “очень интересных” знакомствах; не выдавай себя за “посвященного” во что-то; не сообщай сенсационных новостей. Будь прост, естествен, скромен. Умей молчать без загадочности; не дразни чужого любопытства; а когда необходимо, умей быть разговорчивым о посторонних, общедоступных предметах. Будь как все. Будь малозаметен. И прежде всего умей владеть своим тщеславием; тщеславие есть главный источник болтливости. Приучи себя не дорожить суждением окружающих людей о тебе. Научись ради дела спокойно проигрывать в их мнении: оно стоит немногого.
4. Явная таинственность всегда пробалтывает тайну. Будь уверен: если люди узнали, что у тебя есть тайна, они узнают скоро и в чем она. Ибо всюду есть много досужих любознаек и профессиональных следопытов (разведчики! контрразведчики! любопытствующие слухоносы!). Поэтому если самая наличность тайны стала притчей во языцех, то погаси ее совсем; и потом, если надо, завяжи ее снова, иначе и осторожнее.
5. Чтобы научиться беречь тайну, сделай так: утаи про себя твое первое серьезное огорчение или твою первую серьезную удачу. Сделай так, чтобы никто на свете не узнал ее от тебя.
Или еще сделай так: если узнаешь какую-нибудь волнующую “новость”, заставь себя не рассказывать о ней никому. Если другой будет рассказывать о ней при тебе,— слушай и молчи; если неверно расскажет,— не поправляй; если сочтут тебя за неосведомленного человека, пусть считают, тем лучше.
Упражняйся в этом про себя; но не говори никому, что ты, мол, “упражняешься”. Приучись быть наедине со своей тайной, чтобы она тебя “не распирала”. Этим ты выработаешь в себе непроницаемость для других людей. Закрепи ее внутренне — безусловной прозрачностью души перед Богом и совестью.
6. Тайна есть бремя. Это бремя надо нести самому и одному. Приучи себя к этому, и ты укрепишь свой характер: ибо сущность характера в духовной самостоятельности человека.
7. Чем меньшее число людей знает о тайне, тем она неуязвимее; и обратно — общеизвестность тайны делает ее всеуязвимой и убивает ее.
8. Интимные секреты, которые никому не нужны, хранить легко. Гораздо труднее хранить те тайны, которые должны быть известны лишь очень немногим, но до которых хотели бы добраться многие и притом враждебные люди. Начинай свои упражнения с личных секретов, и потом, лишь постепенно, переходи к важным тайнам.
9. Сообщать другому тайну следует не тогда, когда это “можно” сделать (он “не предатель”, он “не сплетник”, он “славный малый”), а тогда, когда она безусловно необходима для самого дела, а он уже доказал, что заслуживает безусловного доверия. Всегда лучше не договорить, чем сказать что-нибудь лишнее и опасное. При сомнении всегда лучше воздержаться. Не делай себе никаких попущении — ни по родству, ни по дружбе, ни по любви; помни Самсона и Далилу.
10. Не будь наивен: не думай, что другого можно связать “честным словом”, или “клятвою”, или “зароком”. Многих людей тайна начинает “распирать” именно после того, как они дадут “честное слово” молчать. Никогда не обременяй другого тайною: она может вырваться у него незаметно и неожиданно, помимо его воли — в бреду, в опасности, в любовном угаре, в пьяном виде, в трансе гипноза. Только действительное неведение дает твердую гарантию. Поэтому осторожный молчальник может включить свою осведомленность в мотивацию своих дальнейших поступков: наблюдательные враги скажут потом: “если он так поступил, то это означает, что он знал то-то и то-то”…
11. Развивай в себе пристальную, мгновенную наблюдательность, неутомимое внимание; способность быстро сосредоточиваться и на ходу перерешать; искусство подвергать свою речь внутренней цензуре; умение верно различать оттенки смысла и выбирать слова. Это необходимо для блюдения тайны.
12. Приучи себя не торопиться с ответом на вопрос; всегда давай себе срок для выбора наиумнейшего ответа. Прежде чем отвечать, обрежь внутренне все нити, ведущие к тайне.
13. Никогда не записывай своей тайны, ни всего того, что с нею связано; и нигде не храни. Не записывай ни имен своих сообщников, ни адресов их, ни явочных паролей. Помни все необходимое наизусть. А если не можешь, то сначала укрепи свою память мнемоническими упражнениями.
14. Если первое время будут неудачи—не унывай. Блюдение тайны есть дело трудное. Научись проверять себя после каждого разговора и отмечать свои ошибки; тогда ты сам скоро дополнишь эти правила. И помни: умеющий хранить тайну всегда сильнее неумеющего.
15. И еще помни: в наше время враги почти везде и даже стены часто имеют уши.
16. И блюди общее правило: тот, кто экспонирован (общеизвестен, стоит на виду)— не должен вести конспиративной работы, ибо он как муха под стеклом и ему ничего не удастся скрыть; конспиративную работу должны вести по его указаниям и приказам незаметные люди. А тот, кто конспирирует, не должен экспонироваться, т. е. открыто фигурировать, рекламировать свою работу в газетах, опубликовывать свое имя, болтать о своей работе. Такая самореклама равносильна доносу на самого себя, поданному врагу: “Я здесь, это я; можешь в любой момент похитить меня или убить”…
Умение распознавать людей
1. Тот, кто берется организовывать людей — должен распределять между ними полномочия и обязанности, устанавливать между ними сотрудничество и подчинение и, главное, ставить верных людей на подходящие для них места. Это значит, что организатор должен хорошо разбираться в людях,— кто чего стоит и кому что можно поручить. Он должен быть твердо уверен, что каждый из членов его организации а) искренно хочет сделать свое дело (не лукавый саботажник!), б) имеет для этого необходимые силы и способности (здоровье, силы телесные и душевные), в) умеет требовать и взыскивать, но умеет и сам подчиняться, г) понял данную ему задачу. Для всего этого необходимо прежде всего научиться распознавать людей; не способный к этому будет делать одни ошибки и губить порученное ему дело.
2. Это особенно важно для нашей будущей деятельности в России, где мы найдем целые кадры людей, воспитанных в злобе, лжи, робости, продажности и предательстве; множество людей с раздавленным самолюбием и сломанною волею, необозримое море людей с невоспитанным и неукрепленным характером; и сравнительно незначительное меньшинство людей крепких и верных. Их надо будет безошибочно распознавать, объединяться с ними и крепко вести дело спасения России.
3. Чужая душа есть тайна. Нет никаких рассудочных мерил или правил для ее механического измерения и определения. Но живая и проницательная интуиция может получить в виде подспорья ряд ценных указаний или советов, которые дают руководящую нить для душевно-морального диагноза. Ни одно из этих “правил” не самодовлеюще, и только все вместе они могут помочь верному освещению чужих “потемок”. Главное же состоит в том, что только доброкачественный человек может установить и изучить чужую доброкачественность, ибо только у него имеется живое мерило личной совести. Для злодея все указания наши бессильны и бесплодны.
4. Каждый человек непроизвольно, от природы как бы “зашифрован” в своем теле и обнаруживает сам себя в своих поступках; и притом так, что в них прикровенно дана вся его душа. Надо научиться “дешифрировать” ее верно и точно. Отсюда первое правило для распознания человека: дело и тело значат больше, чем слово. Не суди о человеке по его разговору или по его высказываниям. Не верь словам, сопровождаемым хитро рыщущими глазами или презрительной миной. Требуй дел и сравнивай их со словами.. Всматривайся во внешнее обличие человека и сличай его с его словами и делами. Подлое, злое дело может обличить и слова и лицемерно-сладкое выражение лица… Лицемерие же сейчас распространено в мире, как еще никогда…
5. Итак, важнее всего реальные поступки человека и его личное присутствие в них; его намерение {чего именно он хотел), и мотив (почему он хотел именно этого), и энергия вложенной им воли. Слова человека ясно освещаются и осмысливаются только лучами, идущими от его поступков и от всей его личности. Сколь бы “яркими” и “убедительными” ни были его слова, нельзя судить по ним окончательно, не зная его дел. Дела же человека узнаются только через сотрудничество с ним (и то не всегда и не сразу; вспомним Азефа, Гапона, “Федорова-Якушева” ). Ясновидящая интуиция присуща только гениальным людям (так, только П. Н. Врангель с первого же взгляда определил Федорова-Якушева как провокатора и запретил с ним входить в сношения).
Отсюда: во всякой организации необходима известная постепенность оказываемого доверия, как бы лестница приобщения. Малознаемому человеку поручают сначала только ясные, маленькие и безвредные дела; и притом всегда с последующею проверкою. В лишнее же не посвящают никогда никого. Осведомленность очень часто тяжелое бремя для осведомленного и большая опасность. С одной стороны, я не могу сообщить о том, чего действительно не знаю; с другой стороны, тоталитарные организации нередко не награждают, а убивают своего “слишком много” знающего сотрудника, даже верного, послушного и очень полезного…— “выдаст”, “перебежит”, “проболтается”, “начнет шантажировать”…
6. В теле человеческая душа вся скрыта и вся проявлена: в строении головы, в чертах и в выражении лица, в формах руки и ноги, в глазах и в смехе; в пожатии руки, в почерке и в походке. Ныне кое-что из этого уже исследовано научно, и установленные обобщения могут быть практически использованы. Но продумать их, усвоить и применять каждый человек должен сам (см. особенно поучительные рассказы А.Ф.Кошко, начальника всероссийской сыскной полиции, т. I “Дактилоскопия”, т. II. “Сыскной аппарат” и т. III. “Иван Егорович”). Здесь можно дать лишь несколько намеков.
а). У каждого лица есть свое преобладающее, устойчивое выражение. У данного человека — какое? Как изменяется оно в минуту гнева, испуга, неудачи, растерянности, наслаждения, торжества, смеха? Становится ли лицо глупее, грубее, злее? Обнаруживается ли в нем трусость, безволие, жадность, пошлость, сосредоточенность, растерянность, спокойствие, презрение — или наоборот? Достоевский указывает на то, что черта, вносимая в выражение лица смехом, особенно существенна для души смеющегося…
б). Надо научиться распознавать человека по глазам. Глаза откровенного человека смотрят совсем иначе, чем глаза скрытного. Кто не уловит хитрости и злобы в глазах Ленина? Кто не уловит беспредельной самоуверенности и тупой жестокости в глазах Джугашвили? Человек, призванный повелевать, и человек внутренне сломленный смотрят совсем иначе. Пролганный человек избегает смотреть в чужие, наблюдающие глаза: он все время смотрит то вниз направо, то вниз налево, скользя по чужому лицу только ради встречного наблюдения. Есть глаза верные и предательские, добродушные и скрытно-злобные, хищные, безжалостные, чувственные, глупо-стеклянные, сосредоточенно-думающие, лицемерно-сладкие, огненно-бесовские и т. д. Человек, неспособный к физиогномике, всегда будет проваливаться в оценке людей.
в). Научись замечать, что делает человек с твоею рукою при рукопожатии: берет ли твою руку (волевая натура) или дает свою? коротко, выразительно, определительно, или держит твою руку вяло, долго и нерешительно? дает ли одни свои пальцы, торопясь отнять их у тебя, или — всю руку до конца? может быть, берет одни твои пальцы и ускользает, чтобы ты не узнал слишком много секретов? жмет сам или предоставляет жать? как бы желая что-то выразить (что именно?) или что-то скрыть (что именно?)… Научись этому, и ты скоро начнешь уверенно отличать волевого и безвольного, цепкого, жадного, эгоиста, лживого, льстивого, целомудренного и развратного, прямодушного и интригана…
г). Многое дает изучение почерка. Здесь все имеет свое значение: стояние и наклон букв, их размер, их дописанность и недописанность, их хвосты под строкой и над строкой, слабый и сильный нажим, ровный и неровный, перерывы между буквами, расстояние между строчками, закрытость букв, завитки, обрывы, подчеркивания и росчерки. Здесь не надо фантазировать, надо наблюдать, изучать, копить опыт, интуитивно вчувствоваться и проверять. Начинать же надо с почерков хорошо известных тебе людей.
д). Научись подмечать походку людей: легкомысленно подпрыгивающую, безвольно шмыгающую, категорически ударяющую, вкрадчиво-пролазную, мелкосеменящую, растерянно оступающуюся, деловито уравновешенную, подозрительно обертывающуюся, угодливо расшаркивающуюся и т. д.
е). Научись расценивать манеры людей — то развязно-самоуверенные (иногда от преодолеваемой большой застенчивости), то скованно-сдержанные, то хвастливо-рисующиеся, то льстиво-вкрадчивые… Как часто законченная фальшь скрывается за наигранным смирением и сентиментальным “благочестием”.
ж). При разговоре всегда сажай человека лицом к свету и старайся как можно меньше сообщать о себе и как можно больше узнать о нем. Всегда обращай внимание, не подведены ли у него глаза, не нарумянены ли у него щеки: таких “мазаных” мужчин теперь развелось многое множество; они особенно проникают в министерства иностранных дел, пролезая и разнюхивая… Чем меньше с ними встречаться и разговаривать, тем лучше, ибо каждый из них есть готовый предатель.
7. Важнее всего установить верность человека, т. е. его искреннюю убежденность и стойкость в убеждениях.
Есть множество людей — а в наше время, в эпоху тоталитарного террора, их становится все больше,— людей вообще неспособных к убеждениям. Они или помалкивают от робости; или готовы врать в любом направлении; или же приписываются тайно к какой-нибудь закулисной организации, чтобы молчать и врать под ее руководством и за ее обороною. Таких людей нетрудно распознавать; они, в сущности, ко всему теплопрохладны; для них все “условно” и “относительно”, они ни в чем не цельны и не окончательны; зло их пугает, но не возмущает; добру они сочувствуют только тогда, когда оно побеждает; они отличаются особою “терпимостью”, которую они сами выдают за “справедливость” и “многосторонность”; они любят “примирять противоположности”, охотно “разговаривают” с людьми враждебных лагерей и выдают эту полупредательскую болтовню за какую-то высшую “диалектику”. Убежденные люди раздражают и обижают их своею убежденностью. Их ум, если он вообще имеется, лишен воли; их чувство — беспринципно; они не верят ни во что и спешат “застраховаться” и у Бога, и у дьявола…
В частности: не верь аффектированным людям, которые склонны проявлять больше чувства, чем имеют его на самом деле (лгут сами себе и другим); избегай гомосексуальных: их духовный фарватер может всегда измениться неожиданно для них самих. Всегда проверяй, склонен ли человек иронически отнестись к своей собственной святыне; полезно бывает поставить человеку в лоб роковой вопрос,— мягко, но неожиданно, пристально глядя ему в глаза; полезно бывает дать ему почувствовать, что ты ему “не очень веришь”, и спокойно, не обижая, но и не помогая, следить, как он будет выкарабкиваться из своего щекотливого положения; полезно бывает спросить его, что он сделает, если ему в порядке организации прикажут совершить “полезную гнусность”.
8. И всегда помни: фальшивый тон ответа может обессилить всякие дальнейшие клятвы и уверения. Человек виден не в состоянии душевного равновесия, а в страсти и в волнении. Слушай человека своею совестью и верь больше всего тем “осадкам”, которые всплывут в твоей душе по окончании разговора.
9. Старайся установить волевую силу человека. Воля не вспышка и не порыв; вспышкой и порывом живут эмоциональные люди. Воля не цепкий и инертный инстинкт. Воля есть способность — убежденно, стойко и долго ломиться в одну сторону, борясь с препятствиями. Волевой человек всегда склонен к наступлению; он всегда как будто заряжен и прицеливается; он обычно смотрит в будущее, собираясь на него наложить свою печать. Если он пессимист, то пессимизм его не робок и не растерян; если он оптимист, то оптимизм его скрывает за собою план действий; он скучает с безвольными людьми и слегка презирает их.
Признаки безвольного человека: он не подчиняет себе обстоятельств, а приспособляется к ним, принимая их за “события” и всегда готовясь изогнуться и шмыгнуть под них (“факто-поклонство”); он всегда склонен отложить неприятное дело и не берется за него с самого начала; он боится ответственности и предпочитает не брать ее на себя; он сомневается бесплодно и колеблется долго; в сомнении и в трудную минуту он ищет авторитета. Такие люди нередко засиживаются в гостях (“прилипнет” и никак не может уйти); откладывают все в долгий ящик; чинят карандаш не от себя, а на себя; не проталкивают нитку в иголку, а надевают иголку на нитку.
10. Старайся верно оценить ум человека и его интуицию.
Ум есть начало творческое; поэтому у умного человека всегда много своих мыслей. Ум есть способность к различению и к расплетанию (анализ!); поэтому ум вносит во все ясность, точность и определенность. Ум есть сила суждения (синтез); поэтому он всегда ищет и находит верные объяснения и жизнеспособные комбинации.
Однако ум не самодовлеющ; без интуиции (созерцания и видения) он пуст, слеп и заносчив,— беспочвенный выдумщик и логический фразер. Именно опытом и интуициею человек берет (воспринимает) предметы и реальную жизнь, предвидит и творит. Полуинтеллигент не понимает этого, и именно потому он впадает в рассудочность и носится с отвлеченными доктринами; он верит в полунауку и не верует в Бога.
Итак, ум не самодовлеющ; без совести он циничен; без веры — пошл и растлевающ. Ум без чувства сух, мертв и свиреп; ум без воли пассивен и бесплоден. Лишенный всего этого, ум оказывается ограниченным и тупым, не способным по-настоящему ни к творчеству, ни к “расплетению”, ни к суждению.
Признаки глупого человека: он быстро удовлетворяется первым впечатлением и своим собственным суждением; он не подозревает пределов своего собственного ума и легко впадает в самодовольство; он. переоценивает свою интуицию и часто говорит общеизвестности и притом с апломбом; он не видит сложности и все упрощает; он не дальновиден, легкомыслен и лишен чувства познавательной ответственности; он не изобретателен и часто обнаруживает наивную доверчивость; в сомнении и в трудную минуту он растеривается, ищет авторитета или же впадает в трафарет. Глупые бывают часто хитры. Хитрость — не ум, а суррогат ума; она есть инстинктивная изворотливость; отсюда ее неблагородство, ее беспринципность и интриганство. Настоящий ум не интригует: он слишком благороден и ясен для интриги и слишком уважает себя. Поэтому интриган лишен настоящего ума; он мелок, низок и ограничен.
Замечательно, что человек с оригинальным и сильным умом всегда создает “свои” слова и формулы. Человек с хорошей интуицией всегда и сразу отличает главное от неглавного и потому говорит, по существу, с верными и осмысленными интонациями. Человек, много хвастающий и все разговоры сводящий к себе, не видит предмета из-за себя самого и суждения его о предметах бывают слабы. Резонер всегда ограничен. Настоящая интеллигентность определяется не памятью, не учеными словами, не апломбом, не велеречием и не ловкой “диалектикой”, но способностью к самостоятельному, зоркому наблюдению и анализу событий.
11. Человеческую душу нельзя ни определить, ни исчерпать; именно поэтому настоящий организатор должен непрерывно наблюдать за ее проявлениями, вникать и улавливать характерные особенности разнородных людей.
В частности, выбирая верных, энергичных и действенных людей, полезно иметь в виду следующее.
Сентиментальные люди часто бывают совсем не добры, а только прикрывают фальшивой добротой свои обиды и свою злобу.
Люди, таящие свои чувства в глубине (“аффективные”), обычно бывают молчаливее, вернее себе, устойчивее и выдержаннее тех, которые бурно изливают своп чувства (“эмоциональные”).
Заряд активности бывает обыкновенно сильнее в тех, кто не изживает своего темперамента в чувственно-эротических похождениях.
Люди, обладающие живой фантазией, легче поддаются страху, ибо страх усиливается в душе от конкретного представления “опасных возможностей”. Поэтому искусство храбрости состоит прежде всего в умении не думать об опасности и не воображать себе “худший из исходов”. Боятся все; но храбрецы владеют своим воображением; и подавляют его волею.
Люди, художественно одаренные (особенно к поэзии, к музыке и к живописи), менее приспособлены к решительному и безоглядному действию.
Люди, мнительно относящиеся к своему здоровью, не суть люди действия. Они слишком зависят от своих ощущений и от своего самочувствия.
Люди забывчивые и неаккуратные — не уравновешены в своих душевных ассоциациях и зависят от своих мечтаний и страстей; поэтому они менее пригодны к долгой, волевой борьбе.
Лжец на словах — обманет и предаст на деле.
К власти призваны не честолюбивые: с честолюбия и тщеславия начинается первая, часто неуловимая продажность человека, ибо его личный успех всегда может оказаться для него важнее и дороже Дела. К власти призваны люди, излучающие силу внутреннего веления, направленного на служение Делу.
Проталкивающийся вперед всегда подозрителен; но это совсем не значит, что искусно держащийся в задних рядах тем самым заслуживает доверия.
Люди, легко уязвляющиеся, затаивающие свои обиды и накапливающие подпольные чувства — не заслуживают доверия и всегда “чреваты” сюрпризами. Впрочем, большая обидчивость и мстительность часто скрывают за собою ограниченность и даже глупость.
Всегда спрашивай о человеке: “от чего он приходит в состояние волнения или аффекта?” — и в этом направлении ищи его главную движущую страсть. Страстный игрок и пьяница — всегда подлежит отводу при обслуживании важных поручений. Не суди о человеке окончательно, пока не узнаешь и не оценишь характера его жены (или возлюбленной).
12. И еще одно: не верь в окончательность и безошибочность твоих собственных суждений о людях. Всегда утончай и углубляй свои наблюдения. Всегда проверяй свои суждения — чужими. Будь всегда готов признать свою ошибку, во всяком случае, терпеливо выслушивай противоположные мнения и возражения. Не позволяй подкупать себя похвалою, лестью, вкрадчивой угодливостью и женским кокетством. Блюди нужную меру недоверчивости, но не позволяй своей подозрительности стать чрезмерною и увести тебя в манию преследования.
13. Всякая борьба связана с риском. В наше время политическая борьба есть как бы сплошной риск. Тем осторожнее должен быть действующий. Тем более оснований имеет он для соблюдения конспиративных тайн. Сообщить всей вселенной, что я вот действую конспиративно, что я возглавляю большую конспиративную организацию, подготовляющую “революцию” или “переворот” — есть безумие, свидетельствующее о полном непонимании конспиративной работы и о безнадежности всего начинания.
1954г



Сегодня поговорим о том, как развивать устную речь с помощью художественной книги.
В данном случае книга будет для вас поводом и содержательным материалом для говорения.
Главное — ГОВОРИТЬ, ГОВОРИТЬ, ГОВОРИТЬ!
А чтобы этот процесс разнообразить, и придуманы следующие упражения.
1. Поставить основные вопросы к главам. Пользуясь вопросами как планом, пересказать эти главы.
2. Описать характеры и внешность главных героев книги (используя основной словарь тем «Внешность», «Характер» и новые слова и выражения, которые встретились в книге).
3. Подумать, какую основную мысль проводит автор в книге, какие проблемы его волнуют. Изложить их собеседнику. Спросить о его мнении на этот счет и побеседовать с ним о книге. Лучше всего в хорошей кофейне ;)
4. Изложить свое отношение к героям, ко всей книге. Рассказать, что особенно понравилось или не понравилось в книге, почему. Это можно сделать также в форме беседы.
5. Воспроизвести отдельные ситуации, имеющие место в книге, или диалоги героев произведения. В паре получается очень весело!
6. Прочитать вслух и пересказать какой-либо эпизод с записью на диктофон.
ГОВОРИТЕ! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий