понедельник, 3 декабря 2012 г.

Легендарный сыщик Киевского уголовного розыска


Хряпа Борис Иванович, 20.05.1926 г.р., уроженец с.Бутенки, Кобелякского района, Полтавской области родился и воспитывался в семье сельских тружеников. Его отец работал в «Заготзерне», а мать была домохозяйкой поскольку в семье было шестеро детей. Отец был опытным мастером, занимался дома кузнечным и слесарным делом и родители сумели воспитать в детях трудолюбие и дисциплинированность. « Если что-то делаешь, то делай хорошо, или вообще за это дело не берись», - любил повторять отец. К началу Второй мировой войны Борис закончил 7 классов средней школы и мечтал стать летчиком, активно занимаясь спортом, стрельбой, сдал нормативы на знак «Ворошиловский стрелок». В первые дни войны отец ушел на фронт, а семья оказалась на оккупированной территории. Сестра Марфа была угнана оккупантами на работу в Германию. После освобождения родного села Борис, который больше всего на свете хотел бить фашистов, убедил работников военкомата, что его нужно направить на фронт и, не смотря на возраст, 1.09.1943 года был зачислен в пехотную роту, а первое боевое крещение получил в боях на территории Полтавской области. Позже он был переведен замковым, а затем наводчиком в расчет артиллерийской батареи «сорокопяток» - 45-мм противотанковых пушек. 23.01.1944 года о нем писала армейская газета «За Вітчизну», ставя в пример, за быстрое освоение матчасти, смелость и решительность в боевых условиях. Деятельная натура молодого солдата не давала возможности ему ограничится одной военной специальностью. Борис Иванович самостоятельно освоил мастерство снайпера, используя трофейную винтовку и ручной пулемет, старательно выполняя лозунг того времени: «Увидишь немца – убей его; иначе он убьет тебя». Из стрелкового оружия, в свободное от своих обязанностей наводчика-артиллериста время, Б.Хряпа уничтожил 21 фашиста, в том числе одного опытного снайпера, который, согласно обнаруженным при нем документам, успел застрелить 42 советских солдат и офицеров.
Вскоре он получил первое ранение: пуля попала в орудийный прицел и мелкие осколки от нее попали Хряпе в правый глаз. В связи с тем, что глаз не вытек, Хряпа, после перевязки вернулся в строй. Только в 80-х годах при медицинском обследовании было установлено, что в глазном яблоке застряло пять мелких осколков. Позже это стало причиной частичной (на один глаз) потери зрения.
А в феврале 1944 года он был ранен второй раз - разрывной пулей, раздробившей берцовую кость и был направлен в кировоградский, затем в харьковский госпиталь, а оттуда в г.Ленинакан (Армения), где находился 8 месяцев. 29.08.1944 года Хряпа был комиссован как непригодный для дальнейшей строевой службы и физического труда.
Вернувшись в родное село, он узнал, что отец погиб на фронте, семья, пережившая оккупацию жила в нужде и голоде. Не желая 18-летним инвалидом сидеть дома и жить на пенсию, Хряпа 10.10.1944 года поступил на работу в Кобелякский райотдел милиции, уговорив врача выписать справку о пригодность к работе в органах внутренних дел. В конце 1944 года Хряпа был командирован в г.Киев, где вначале был постовым милиционером и нес службу на площади Калинина (сейчас Майдан Незалежности), а затем прошел ускоренные курсы обучения оперативных работников и был назначен помощником оперуполномоченного отдела уголовного розыска по борьбе с бандитизмом. Здесь Хряпа получил личное оружие: пистолет «Зауэр» с двумя патронами. Первым раскрытым им преступлением была кража сапог соседкой по коммунальной квартире. Это дело не имело ни следственной, ни судебной перспективы и Б.Храпа ограничился применением к виновной устного внушения. После этого он принимал участие в раскрытии множества преступлений различной степени тяжести. В тот послевоенный период умышленная преступность резко возросла. В Киеве совершалось много краж, в том числе карманных и из магазинов, грабежей, «разгонов», когда преступники выдавали себя за работников милиции, различных видов мошенничеств, особенно при покупках товаров на рынке. Не было наркоманов и понятие «наркотики» было чисто медицинским термином. Не было также угонов автомашин из-за их очень малого количества. В киевской милиции, например было всего три автомашины: грузовик – «полуторка» для выезда на место происшествия, трофейный «Мерседес» у начальника милиции и «Виллис» у начальника уголовного розыска. Ежедневная еда оперработника в то время – пирожки с капустой, горохом или ливером, копченая вобла и квас. Одежда - в основном, военная или полувоенная. Милицейскую форму Хряпа впервые получил, когда ему присвоили первое офицерское звание: младшего лейтенанта милиции.
Часто он ночевал в рабочем кабинете управления милиции, жил в общежитиях и съемных комнатах в коммуналках. На работу добирался пешком. От старших товарищей он научился профессиональному мастерству, твердо усвоил необходимость строго придерживаться норм законов. Неоднократно ему приходилось задерживать вооруженных преступников. Однажды, с риском для жизни, ему с двумя помощниками, удалось остановить на мосту через р.Днепр грузовик с вооруженными преступниками, во главе с бывшим полицаем, возвращавшимися в Киев, после совершения очередного преступления. В результате умелых действий Бориса Ивановича и его товарищей была прекращена деятельность опасной вооруженной банды, возглавляемой бывшим агентом Абвера. Без отрыва от работы Хряпа закончил заочно Одесскую школу милиции.
В связи с серией краж материи «крепдешин» из магазинов Киева, Хряпа был командирован на розыск преступников в Ростов-на-Дону и впервые принял участие в оперативной комбинации, войдя под легендой в контакт к родственникам разыскиваемого вора в законе. Преступная группа была успешно задержана и изобличена в кражах. После этого Б.Хряпа был направлен для обучения в Высшую школу милиции МВД СССР в Москву, но не смог пройти медицинскую комиссию из-за своих ранений и возвратившись в Киев поступил на заочное отделение юридического факультета Киевского госуниверситета им.Т.Шевченко, который успешно закончил в 60-х годах. Свои профессиональные качества он шлифовал упорно, настойчиво и постоянно. Ежедневно он уделял много времени беседам с задержанными, подозреваемыми и потерпевшими, выясняя мельчайшие детали происшествий, стараясь понять психологию и мотивы криминального поведения. Одновременно он подбирал себе агентуру – глаза и уши уголовного розыска в криминальной среде. Однажды, получив информацию, что четверо подростков 14-15 лет изготовили на заводе в г.Ирпене, Киевской области на токарном станке самодельную пушку, которую испытали на пустыре, произведя два выстрела, и выяснив где она храниться, изъял этот самопал, ограничившись воспитательной беседой с несовершеннолетними, их родителями и работниками завода. Самодельная пушка и сейчас хранится в музее криминалистики Академии МВД в Киеве.
акопленный опыт способствовал быстрому развитию у Хряпы Б.И. профессиональной интуиции. Он отличался также внимательностью и бдительностью. Благодаря своим личным качествам сыщика, он раскрыл разбойное нападение на склад стройматериалов только потому, что заметил ночью на улице нагруженную чем-то автомашину и на всякий случай записал ее номер. В другой раз следуя в командировку в Черниговскую область рано утром встретил на дороге грузовик «Форд», который проехал в сторону Киева и снова, на всякий случай, записал его номер. Недалеко от Чернигова  он увидел конных милиционеров, которые разыскивали автомашину с краденной коровой. Благодаря наблюдательности и бдительности Хряпы это преступление было раскрыто и преступники задержаны при въезде в Киев. В то время кража скота считалось тяжким преступлением, за которое было предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы. Благодаря умелым действиям Хряпы был задержан и изобличен опасный преступник, ранее судимый насильник и убийца молодых женщин.
Хряпа установил для себя правило в любом случае лично удостовериться в виновности подозреваемого, по многу раз перепроверяя показания свидетелей и другие материалы дела. Большой удачей он считает то обстоятельство, что у него были хорошие начальники, которые доверяли ему и полагаясь на его порядочность, не мешали работать, не контролировали по мелочам. Его упорство и настойчивость в достижении поставленной цели вызывали удивление у окружающих. Так, он лично на протяжении двух лет регулярно приглашал к себе свидетельницу, видевшую подозреваемого в убийстве по одному из нераскрытых и уже фактически «списанному» и забытому делу. Работники прокуратуры смеялись над ним, считая, что свидетельница уже не способна кого-либо опознать, но упорство Хряпы принесло результат, и преступление было раскрыто. В другом случае он раскрыл убийство исключительно благодаря своей внимательности, правильно оценив показания лжесвидетельницы, определив мотив преступления и выдвинув собственную версию событий, которая оказалась верной. «Свидетельница» оказалась преступницей. В другой раз он раскрыл серию краж вещей из кабинетов Киевского горкома КПУ, использовав оперативные источники в комиссионных магазинах, куда преступник сдавал краденное. При задержании этот человек, оказавшийся бывшим работником милиции и давно уверовавшим в свою безнаказанность, был так ошарашен, что долго не мог произнести ни слова. Было раскрыто Б.Хряпой и сложное и практически «безнадежное» убийство работником отдела милиции по охране метро своего напарника с целью завладения деньгами из кассы.
Интуиция, хорошая память часто помогали Хряпе в самых неожиданных ситуациях. Однажды, находясь в командировке в г.Кустанае он помог раскрыть серию краж только благодаря знанию почерка преступника, которым ему в прошлом приходилось заниматься. Аналогично была им раскрыта кража из квартиры в г.Киеве  у командующего группой советских войск в Германии а также кража из охраняемой КГБ квартиры заместителя Председателя Совета Министров УССР. В последнем случае опытный квартирный вор-одиночка спустился на балкон по парашютным стропам.Часто занимаясь расследованием конкретного дела, Хряпа одновременно раскрывал ряд других, не связанных с этим делом преступлений. Он считал, и всегда повторял это подчиненным, что в уголовном розыске любая ситуация требует нестандартного подхода и решения. От правильного и быстрого принятия решения часто зависит жизнь оперработников. Умелые действия Хряпы и правильное руководство им группами захвата неоднократно способствовали задержанию без потерь опасных вооруженных преступников.