вторник, 17 августа 2010 г.

На кого надо равняться



Александр Евгеньевич Голованов
родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. Его отец был капитаном парохода, плавал по Волге. После Октябрьской революции руководил сплавными работами. Мать была певицей в оперном театре.
Работать Александр начал в 14 лет курьером в «Профсохлебе» Наркомпрода, В мае 1919 года он добровольно вступил в Красную армию, служил разведчиком, воевал на Южном фронте против войск генерала Деникина. После контузии в октябре 1920 года был демобилизован.
В 1923 годду райкомом комсомола Нижнего Новгорода он был направлен на учебу, а через год губкомом ВКП(6) — на работу в органы ГПУ. В органах госбезопасности будущий маршал авиации проработал с 1924 года по 1933 год в особых отделах, на оперативной работе, пройдя путь от уполномоченного до начальника отделения.
В декабре 1931 года он был прикомандирован для работы в Наркомат тяжелой промышленности на должность ответственного секретаря замнаркома. В этот наркомат входил главк авиационной промышленности. Выучившись летать, проявив, несмотря на поздний для начинающего возраст, незаурядные летные качества, он почувствовал неодолимую тягу к небесной стихии, был полностью захвачен новой профессией, и в 1933 году перешел на летную работу в Гражданский воздушный флот. В Аэрофлоте Александр Евгеньевич работал до 1941 года. Летать любил и летал много. Он быстро овладел техникой пилотирования в сложных метеорологических условиях (в любое время суток, с использованием средств радионавигации), и вскоре стал одним из лучших летчиков ГВФ. В 1936 году постановлением СНК СССР был введен в состав Совета при начальнике ГУ ГВФ.
С 1939 года Голованов находился в распоряжении штаба ВВС РККА. Принимал участие в качестве командира экипажа в боевых операциях на реке Халхин-Гол по защите Монголии от японских захватчиков (награжден орденом Красного Знамени) и в войне с Финляндией (награжден орденом Ленина).
В январе 1941 года гражданский летчик Голованов написал письмо И.В.Сталину, в котором изложил идею организации крупного авиационного соединения (100—150 самолетов), способного выполнять боевые задачи в глубоком тылу противника в сложных метеоусловиях в любое время суток.
В феврале 1941 года А.Е.Голованов приказом Наркомата обороны был призван в армию и в звании подполковника назначен командиром 212-го Отдельного дальнебомбардировочного авиационного полка, формируемого на самолетах Ил-4 на аэродроме в Смоленске.
В августе 1941 года полковник Голованов назначается командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия, преобразованной в декабре в 3-ю авиационную дивизию дальнего действия Ставки Верховного главнокомандования.

Дивизия действовала в глубоком тылу и по переднему краю противника; выполняла задания на железнодорожных узлах, забрасывала боевые группы и разведчиков в тыл врага, осуществляла разведывательные полеты, летала к партизанам и на спецзадания. И тогда было принято решение о создании авиации дальнего действия, т.е. авиации стратегического назначения, включающей тысячи самолетов и экипажей, чтобы Ставка Верховного главнокомандования имела в руках мощную ударную группу, способную решать задачи, выходящие далеко за пределы тактики и оперативного искусства.
5 марта 1942 года постановлением Государственного комитета обороны дальнебомбардировочная авиация была преобразо¬вана в АДД. Командующим АДД был назначен генерал-майор А.Е.Голованов. Боевой состав определен в 1200 экипажей. К концу войны в дальней авиации насчитывалось 2018 самолетов и 2106 экипажей. Боевые задачи Авиации дальнего действия ставил лично Верховный главнокомандующий Сталин.
Экипажи дальних бомбардировщиков принимали участие в Московской и Сталинградской битвах, в битве на Курской дуге, в прорыве блокады Ленинграда, в Белорусской операции, в освобождении Крыма, в штурме Кенигсберга, в Берлинской операции. Задачи для АДД часто менялись и по направлениям, и по характеру.
За личное участие в боевых действиях и руководство боевыми операциями А.Е.Голованов был награжден двумя орденами Ле¬нина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды, Польским Крестом Грюнвальда 1-й степени, тремя монгольскими орденами — «Сухе-Батора», «Красного Знамени», «За боевые заслуги».
В 1948 он поступает на Высшие академические курсы Высшей военной академии Генерального штаба В 1950 году Голованов назначается командиром 15-го гвардейского воздушно-десантного корпуса, а в 1953 году увольняется из Советской армии. В годы вынужденного бездействия Александр Евгеньевич по¬ступил на вечернее отделение Института иностранных языков. В 1955 году участвовал в арктических экспедициях в качестве второго пилота самолета Ил-14, командиром которого был знаменитый полярный летчик И.П.Мазурук.
Последние годы жизни и последние силы Голованов отдал написанию книги воспоминаний «Записки командующего АДД». Скончался Александр Евгеньевич после тяжелой болезни на 72-м году жизни 22 сентября 1975 года. Именем Маршала Голованова названа улица в Нижнем Новгороде и в Москве. В Смоленске установлены на постаменте реактивный дальний бомбардировщик ТУ-16 и памятная доска в честь создания 212-го Отдельного дальнебомбардировочного авиационного полка, которым командовал подполковник Голованов. К 95-летию со дня рождения имя «Александр Голованов» было присвоено стратегическому бомбардировщику ТУ-160.